Доктор политических наук Владимир Слатинов поделился в фейсбуке своим мнением о событиях, последовавших после обращения Владимира Путина 15 января к Федеральному собранию РФ.
– Когда в конце прошлого года Путин благодарил правительство за работу, он попутно сказал, что нацпроекты, по сути, провалены, люди не почувствовали их результатов, а изъятие через повышение налогов из экономики ресурсов себя не оправдало. Сказано это было очень корректно, поэтому благостный настрой не дал нам оснований понять, что это был приговор кабинету.
Пенсионная реформа, повышение НДС изъяли в 2019-м из экономики триллион. Это происходило в ситуации хозяйственной стагнации, пятилетнего падения доходов, но (!) рекордного профицита бюджета. Это безумие – ведь не было никаких здравых оснований повышать налоги и отнимать у людей пенсионные деньги. Но это было сделано. И этот кошмар, думаю, войдет в учебники по экономике.
Но еще забавней и ужасней то, что отнятые у бизнеса и людей деньги не были потрачены даже через спорные с точки зрения эффективности госрасходы. Они (правительство) видите ли не создали адекватного механизма эффективного расходования этих средств (а зачем тогда изымали). Еще раз повторю, безумие – слишком мягкое определение для этой политики. Это какая-то крайняя форма сумасшествия, но вполне допустимая в системе, где власть полностью утратила подотчетность.
Однако для этой безумной политики все же наступили последствия. Экономика окончательно провалилась в стагнацию, но страшнее было другое – эта политика обвалила рейтинги, уничтожила (точнее, добила) «крымский консенсус», озлобила людей, которые и так стали уставать от Товарища. Возник кумулятивный эффект гигантской фрустрации и раздражения от решений 2018 года с накопленной усталостью – это резко ускорило нарастание «транзитных» настроений.
Путин должен быть «благодарен» медведевскому правительству за то, что фактически транзит пришлось объявлять явно раньше, чем он планировал. Понятно, что все решения «правительства», которого, на самом деле, нет как самостоятельного политического субъекта, санкционировал Путин. Но кто-то же должен ответить за подложенную Нацлидеру гигантскую свинью? За то, что едва вступив в должность, приходится начинать «трансфер»!
Но это еще не все. Запуская трансфер, надо быть в сильной позиции, а в этом плане «правительство» и Медведев, превратившийся в самого непопулярного политика в стране, тянули Путина вниз, ослабляли его. Это очевидно.
Отставка Медведева, возможно, и не отыграет в полной мере «пенсионный провал» рейтингов, но поднимет их. Люди будут явно довольны. Это усиливает позицию. А если новое правительство еще и добьется ускорения роста и увеличения доходов граждан – транзит (трансфер) можно проводить в относительно благоприятной среде. Другое дело, получится ли это у нового «правительства технократов».
В части конституционных изменений меня поражает реакция либеральных коллег, говорящих об «имитационности», о создании механизма пожизненного властвования и проч. А вы, друзья, ждали, что Путин учредит с завтрашнего дня либеральную демократию?
Разумеется, транзит выстраивается «от Путина к Путину», но в рамках «транзита» есть шанс и на оживление политического поля, и на то, что можно назвать диверсификацией системы власти, отходом от суперпрезидентства и моноцентризма. Повторю, шанс – это совсем не обязательная опция. Пределы и ограничения предстоящих изменений тоже очевидны, тут нет иллюзий. Однако вполне возможно, что мы увидим некоторую реанимацию живой политической игры в осязаемой перспективе, и это вселяет надежду!
Комментарии