«Есть цифры, а есть жизнь!»

«Есть цифры, а есть жизнь!»

Кандидат экономических наук − о данных Центробанка по инфляции в регионе

Воронежское отделение Центробанка опубликовало данные, согласно которым годовая инфляция в регионе составила 15,3%. Эта цифра падает третий месяц подряд. Тем не менее, по словам кандидата экономических наук, руководителя Центра межрегиональных исследований ВГУ, доцента кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ Дмитрия Ломсадзе, несмотря на тенденцию, данный процент не в полной мере отражает ту финансовую ситуацию, в которой сейчас находятся граждане.

Эти 15,3% – это общая инфляция, которая включает, в том числе, и инфляцию потребительскую. Но проблема в том, что во многом именно на товары первой необходимости, которые мы покупаем каждый день, цены меняются намного быстрее и больше, чем на ту  же продукцию производственно-технического назначения.  Такая инфляция сильно влияет  в том числе на качество потребительских (и особенно продовольственных)   товаров, и понятно, что не в лучшую сторону. Ведь покупателя  интересует не только цена.  Мы должны съесть продукты не только дешевые, но и хорошие по качеству, дабы не тратить  потом деньги на то, чтобы восстанавливать свое здоровье. Но, увы, люди в погоне за чем-то  доступным, обычно  платят дважды! Ведь инфляция –  это очень коварное явление, которое сильно влияет на нашу иррациональность в  потребительском поведении. Можно купить дешевую обувь, но на один сезон, а можно купить подороже такую, которая не развалится и через 3-5 лет.

Ведь смотрите – сегодня стали активно  приобретать так называемое дорогое «дешевое». Например, очень похожий на настоящий немецкий, шведский  или японский  автомобиль китайский аналог. И даже кататься на нем можно без особых проблем  2-3 года. Но через это время его состояние будет такое, что вам станет очевидным, что все его главные родовые проблемы, начиная от конструктивных особенностей,  материалов, используемых технологий и традиционных проблем отечественной сборки, никак не оправдывают потраченных вами средств в размере 2- 3 млн рублей. И что же с ним делать  дальше?! Как говорил Михаил Жванецкий: «Собственно за качество можно и не платить, если вас не интересует результат!».

Хотя на человеческом уровне все вполне понятно!  И если реально доходы населения падают и, при этом  цены растут, то на какую группу товаров будет всегда повышенный спрос?! Естественно - на самые дешевые. Поэтому в меньшем объеме упаковки  фасуем свою продукцию, делаем шоколадку уже не 80г, а 50г. Ведь производители и торговые сети, так или иначе, ориентируется на наши доходы, а их, мягко говоря, уже нет.  Хотя вот естественные монополии повышают нам с вами стоимость проживания в собственных квартирах, независимо от состояния нашего кошелька. Условный водоканал просит пересмотреть тарифы, а город соглашается, потому что у того действительно прямые  затраты повысились. И никто не говорит, собственно, о низкой эффективности этого  монополиста, который наряду с обоснованием повышения тарифов на свои услуги должен предъявить городу план мероприятий по снижению собственных издержек и повышению рациональности использования средств. Но, увы!

Так, что экономика – это  вовсе не цифры, а люди и их жизнь! Если помните, еще с советских времен была  такая шутка, что есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика.  И подчас она нужна, чтобы скрывать истинное положение дел. Хотя в данном случае  уровень 15,3%, может  не так и далек от истины. Но, вспоминая, что уже в сентябре месяце  воронежцы должны будут платить не 23, а 28 рублей за проезд в общественном транспорте, можно понять, что это удорожание не на 15,3%, а на 21,7%, что, на мой взгляд, намного ближе к истинному значению  потребительской инфляции в регионе. И если за ценами на наиболее важные социально значимые товары, как хлеб, молоко, сахар, яйца, подсолнечное масло и т.д. следит государство и антимонопольная служба, то все остальное, как правило, не регулируется. Например, та же курятина не сильно подорожала, и даже немного подешевела не потому, что кто-то сверху регулирует цены на нее, а по причине резкого роста потребления мяса птицы населением взамен подорожавшей свинины и говядины. Т.е  в данном случае инфляция деструктивно  проявила себя в эффекте пищевого замещения в рационе питания.

Сотрудники  Центробанка, как главного финансового института, отвечающего за уровень инфляции в стране, все сделали правильно, дав свое заключение, что у нас в регионе  инфляция находится под влиянием тех же макроэкономических факторов, которые  носят общероссийский характер. Хотя я бы все-таки выделил один аспект «особой воронежской инфляции», связанный с рынком недвижимости,   который наиболее ярко проявил себя в 2020 – 2021 годы. То есть, мы очень сильно двинули цены на новое жилье на фоне других регионов абсолютно не мотивированно. Объяснить это общим подорожанием строительных материалов, металла, потребительским ажиотажем из-за широкой доступности государственной программы льготного ипотечного кредитования, падением курса рубля или чем-то еще нельзя. По всей России была аналогичная  ситуация. Поэтому у нас сработали какие-то иные латентные факторы, возможно, сугубо местного свойства. А все остальное, да, как везде в России.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram
Теги: 

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.