Воронежское отделение Центробанка опубликовало данные, согласно которым годовая инфляция в регионе составила 15,3%. Эта цифра падает третий месяц подряд. Тем не менее, по словам кандидата экономических наук, руководителя Центра межрегиональных исследований ВГУ, доцента кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ Дмитрия Ломсадзе, несмотря на тенденцию, данный процент не в полной мере отражает ту финансовую ситуацию, в которой сейчас находятся граждане.
Эти 15,3% – это общая инфляция, которая включает, в том числе, и инфляцию потребительскую. Но проблема в том, что во многом именно на товары первой необходимости, которые мы покупаем каждый день, цены меняются намного быстрее и больше, чем на ту же продукцию производственно-технического назначения. Такая инфляция сильно влияет в том числе на качество потребительских (и особенно продовольственных) товаров, и понятно, что не в лучшую сторону. Ведь покупателя интересует не только цена. Мы должны съесть продукты не только дешевые, но и хорошие по качеству, дабы не тратить потом деньги на то, чтобы восстанавливать свое здоровье. Но, увы, люди в погоне за чем-то доступным, обычно платят дважды! Ведь инфляция – это очень коварное явление, которое сильно влияет на нашу иррациональность в потребительском поведении. Можно купить дешевую обувь, но на один сезон, а можно купить подороже такую, которая не развалится и через 3-5 лет.
Ведь смотрите – сегодня стали активно приобретать так называемое дорогое «дешевое». Например, очень похожий на настоящий немецкий, шведский или японский автомобиль китайский аналог. И даже кататься на нем можно без особых проблем 2-3 года. Но через это время его состояние будет такое, что вам станет очевидным, что все его главные родовые проблемы, начиная от конструктивных особенностей, материалов, используемых технологий и традиционных проблем отечественной сборки, никак не оправдывают потраченных вами средств в размере 2- 3 млн рублей. И что же с ним делать дальше?! Как говорил Михаил Жванецкий: «Собственно за качество можно и не платить, если вас не интересует результат!».
Хотя на человеческом уровне все вполне понятно! И если реально доходы населения падают и, при этом цены растут, то на какую группу товаров будет всегда повышенный спрос?! Естественно - на самые дешевые. Поэтому в меньшем объеме упаковки фасуем свою продукцию, делаем шоколадку уже не 80г, а 50г. Ведь производители и торговые сети, так или иначе, ориентируется на наши доходы, а их, мягко говоря, уже нет. Хотя вот естественные монополии повышают нам с вами стоимость проживания в собственных квартирах, независимо от состояния нашего кошелька. Условный водоканал просит пересмотреть тарифы, а город соглашается, потому что у того действительно прямые затраты повысились. И никто не говорит, собственно, о низкой эффективности этого монополиста, который наряду с обоснованием повышения тарифов на свои услуги должен предъявить городу план мероприятий по снижению собственных издержек и повышению рациональности использования средств. Но, увы!
Так, что экономика – это вовсе не цифры, а люди и их жизнь! Если помните, еще с советских времен была такая шутка, что есть ложь, есть большая ложь, а есть статистика. И подчас она нужна, чтобы скрывать истинное положение дел. Хотя в данном случае уровень 15,3%, может не так и далек от истины. Но, вспоминая, что уже в сентябре месяце воронежцы должны будут платить не 23, а 28 рублей за проезд в общественном транспорте, можно понять, что это удорожание не на 15,3%, а на 21,7%, что, на мой взгляд, намного ближе к истинному значению потребительской инфляции в регионе. И если за ценами на наиболее важные социально значимые товары, как хлеб, молоко, сахар, яйца, подсолнечное масло и т.д. следит государство и антимонопольная служба, то все остальное, как правило, не регулируется. Например, та же курятина не сильно подорожала, и даже немного подешевела не потому, что кто-то сверху регулирует цены на нее, а по причине резкого роста потребления мяса птицы населением взамен подорожавшей свинины и говядины. Т.е в данном случае инфляция деструктивно проявила себя в эффекте пищевого замещения в рационе питания.
Сотрудники Центробанка, как главного финансового института, отвечающего за уровень инфляции в стране, все сделали правильно, дав свое заключение, что у нас в регионе инфляция находится под влиянием тех же макроэкономических факторов, которые носят общероссийский характер. Хотя я бы все-таки выделил один аспект «особой воронежской инфляции», связанный с рынком недвижимости, который наиболее ярко проявил себя в 2020 – 2021 годы. То есть, мы очень сильно двинули цены на новое жилье на фоне других регионов абсолютно не мотивированно. Объяснить это общим подорожанием строительных материалов, металла, потребительским ажиотажем из-за широкой доступности государственной программы льготного ипотечного кредитования, падением курса рубля или чем-то еще нельзя. По всей России была аналогичная ситуация. Поэтому у нас сработали какие-то иные латентные факторы, возможно, сугубо местного свойства. А все остальное, да, как везде в России.
Комментарии