Ученые призвали власти назвать воронежскую улицу именем Мандельштама

Ученые призвали власти назвать воронежскую улицу именем Мандельштама

Международная конференция в Воронеже стартовала с просьбы исполнить волю великого поэта


 

В понедельник, 7 ноября, в Воронеже началась конференция «Международные Мандельштамовские чтения», программа которой рассчитана на три дня. Форум, организованный областным литературным музеем, Мандельштамовским обществом и Воронежским госуниверситетом, собрал множество ведущих специалистов из разных стран: Великобритании, США, Германии, Израиля, не говоря уже о России.

Открывая чтения, профессор ВГУ Тамара Дьякова напомнила о нескольких юбилейных датах, выпавших на 2016 год: 125 лет со дня рождения Осипа Мандельштама, 80-летие приезда в Воронеж к ссыльному поэту Анны Ахматовой, 50-летие с того момента, как в журнале «Подъем» были впервые опубликованы стихи из знаменитых теперь «Воронежских тетрадей».

А ректор университета Дмитрий Ендовицкий, отметил, что среда, в которой оказался здесь опальный поэт, была к нему очень неприветлива: за ним шпионили, на него доносили. И тем не менее, он встретил здесь тех, кто, не взирая на угрожающие обстоятельства, был с поэтом дружен: прежде всего преподававшая литературу в Воронежском авиационном техникуме Наталья Штемпель (которая и сохранила «Воронежские тетради») и университетский профессор Павел Загоровский.

А профессор, директор Мандельштамовского центра НИУ Высшей школы экономики и председатель международного Мандельштамовского общества Павел Нерлер назвал встречу Осипа Мандельштама с Натальей Штемпель «чудом» и «подарком судьбы». Он же выразил сожаление, что в Воронеже до сих пор нет мемориальной доски, посвященной Наталье Евгеньевне:

- А ведь она – как Беатриче для Данте, - нашел он неожиданное сравнение, и обрадованный такой метафорой, обратился к представителям областного департамента культуры, присутствовавшим здесь: - Просим памятную доску для Беатриче.

И он же, пользуясь, очевидно, полной поддержкой аудитории, выразил недоумение, почему в городе до сих пор нет улицы Мандельштама:

- Он же сам указал в стихах, какая именно улица должна носить его имя. И жильцов там уже нет, которые бы возражали против этого. Я не понимаю – что мешает?

Напомним, что в 2011 году губернатор Алексей Гордеев высказался за то, чтобы переулок Швейников, в котором некоторое время жил ссыльный поэт, переименовали в улицу Мандельштама. Но его инициатива, не подкрепленная информационной кампанией, встретила сильное сопротивление со стороны тех, кто до сих пор уверен, что «при Сталине зря не сажали», и опрос жителей переулка дал отрицательный результат.

Вряд ли с тех пор ситуация так уж сильно изменилась в пользу Осипа Мандельштама, скорее, наоборот. Но, может, обращение участников Чтений как-то повлияет на представителей власти, и они доведут справедливое дело до конца.

Павел Нерлер напомнил, что единственным городом, где есть улица Мандельштама, остается Варшава, в которой родился поэт.

Что касается Воронежа, то, по словам ученого, поэта можно считать «брендом» нашего города:

- В образованном мире о Воронеже известно по именам Бунина, Платонова и Мандельштама.

Его «Воронежские тетради» общепризнаны, как вершина поэтического творчества гения. Здесь, в ссылке, он написал практически четвертую часть своих стихотворений.

Павел Нерлер не удержался от еще одного сравнения, назвав три года воронежской ссылки поэта «Болдинской осенью».

А Мария Мазур из областного департамента культуры назвала воронежский период Осипа Мандельштама «символом преодоления несвободы».

Возможно, что про этого робкого, застенчивого человека и гениального, отчаянной храбрости поэта лучше и не скажешь.

Что касается улицы – стоит ли ее переименовывать, если на ней живут люди, которые не ценят имя Мандельштама? В том знаменитом своем стихотворении 1935 года он ведь отозвался о ней предельно ясно:

…И потому эта улица,

Или, верней, эта яма…

Кто хочет – пусть в яме и остается. А кто не хочет – всегда может прийти в тот уголок парка «Орленок», где стоит прекрасный памятник Осипу Мандельштаму работы Лазаря Гадаева.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Герман, вы не запамятовали о том, что "прекрасный" памятник М-му отвергла столица. А Воронежу он достался по принципу: вот вам то, что нам не гоже...
Сколько людей - столько и мнений. Столице не понравился памятник Мандельштаму? Но это разговор о памятнике. А про улицы, это совсем другой разговор - предлагаю называть - 1ая ул. Мандельштама, 2ая улица, 125 улица Мандельштама. И можно даже улицы не привязывать к конкретному человеку, или памяти о нем. Память о человеке скоротечна, а улицы и отметка в паспорте - это на долго. Так что - не надо напрягать будущих градостроителей и ученых, и жителей (которым после каждого переименования надо менять записи в документах). Короче - предложение ученых - не соответствует их званию. Великих людей надо помнить, но не надо вешать таблички с их именами. Придет другой босс, и прикажет все таблички заменить. Уж лучше - ставьте памятники. Хотя, я надеюсь, у каждого есть памятник на кладбище. Вот туда и ходите молиться.