В начале нулевых в одной далёкой стране собрались представители всех бывших советских республик на журналистский семинар, начало которого совпало с трагедией на Дубровке – захватом в качестве заложников зрителей мюзикла «Норд-Ост».
Конечно, сразу возникла дискуссия по поводу того, надо ли было вести прямой репортаж или нет, ведь информацией пользовались и террористы… Российской делегации (было нас человек пять из столицы и регионов) пришлось выслушать немало нелицеприятного по поводу тогдашнего режима и ещё больше – по поводу советских времён, с их «тюрьмой народов».
Правда, уже после вечера, на котором каждый представлял свою страну, отношения стали налаживаться, а в конце десятидневной командировки все как-то незаметно объединились вокруг Москвы… Тогда я сказал то, что впоследствии вылилось в стихотворение «У книжного шкафа»:
Стоят на полках книги, стоят спокойно в ряд,
под кожею обложек так многое таят…
Впитав в страницы время и личности творцов,
несут в себе ошибки и опыты отцов,
нешуточные страсти нешуточных времён –
трагедиями, драмами мой шкаф обременён…
… Ведут беседу мирно на разных языках
француз и англичанин, литовец и казах,
шестнадцатый, двадцатый и двадцать первый век…
Вот – главное богатство, не правда ль, человек?..
Весь мир разнообразный на полках расселён –
не белый и не красный, а многоцветный он.
Да, причин для «развода» четверть века назад накопилось много, и сегодня в нашей по-прежнему многонациональной стране, их, ведущих к явным и скрытым противоречиям, немало.
Первая – экономическая (мировой кризис коснулся и новых стран – бывших республик СССР; конкуренция между людьми возрастает, как и растёт или сохраняется безработица).
Вторая – социально-психологическая –связана со временем исторического слома и перманентной конфронтации (та же молодежь привыкла к состоянию борьбы и воспринимает его как нормальное), с тем, что к продолжающемуся росту эмиграции в Россию оказались не готовы ни население, ни власть, ни СМИ. А после распада страны, как после семейного развода, остаются взаимные обиды, возникают новые проблемы и т.д.
Третья и четвёртая –идеологическая (отсутствовала продуманная государственная национальная политика) и культурная (есть различия в менталитете, в традициях и обычаях народов, которые важно, с одной стороны, бережно сохранять, с другой стороны, –делать это без ущемления интересов других наций).
В общем, проблема остаётся, и она имеет комплексный характер.
Как известно, системообразующими элементами нации являются культура и язык. И если российская нация является гражданской общностью людей, то русский язык – это одновременно и родной язык русского народа, и государственный язык РФ, и один из мировых языков общения, который необходимо не только развивать, но и защищать.
Между тем социологи отмечают тревожный факт заболевания общества лагерной культурой. Плодятся фильмы, книги, песни, отмеченные тюремной романтикой и блатным жаргоном. А увлечение жаргонизмами, криминальным арго приводит не только к обеднению словарного запаса и огрублению языка, но и к формированию устойчивого противоправного поведения: негативное отношение к честному каждодневному труду; детабуизация категорий преступления, насилия, унижения человеческой личности; размывание норм нравственности.
К сожалению, агрессия во взаимоотношениях становится нормой, а эгоцентризм – доминантой: я – все остальные; моя семья – все остальные; мои родные – все остальные; моя нация – все остальные и т.п.
Что делать? Да хотя бы начать с простейшего – внедрять элементы толерантности в массовое сознание. То есть употреблять в позитивном контексте такие слова и выражения, как гуманизм, взаимопонимание, уважение, милосердие, великодушие, дружба народов, взаимопомощь, сотрудничество...
А пока, увы, доминируют «конфликтогенные» лексемы – агрессия, разборки, ссоры, криминал, нападение и другие, – вызывающие и нагнетающие у читателя-зрителя-слушателя тревожность и обеспокоенность.
Комментарии