Воронежский ученый: «К революции привели ошибки одних и иллюзии других»

Воронежский ученый: «К революции привели ошибки одних и иллюзии других»

Профессор Михаил Карпачев – о причинах и последствиях событий столетней давности


 

23 февраля в России будут отмечать День защитника Отечества. Но на этот день выпадает и другая дата, гораздо более значимая для страны. 23 февраля 1917 года в Петрограде начались демонстрации, которые в считанные дни привели к отречению императора от престола и установлению в России первой в ее истории демократической республики. Интернет-газета «Время Воронежа» попросила в связи с этой датой ответить на наши вопросы профессора ВГУ, доктора исторических наук Михаила Карпачева.

- Февральская революция стала следствием комбинации объективных и субъективных факторов. Правильно ли, Михаил Дмитриевич, говорить о том, что какие-то из этих факторов стали решающими?

- Неправильно, это очень опасное упрощение. Слишком много всего совпало в те февральские дни. И отъезд императора в Ставку 23 февраля, в день, когда в Петрограде начались митинги. И некомпетентность министра внутренних дел Александра Протопопова, который не считал угрозу массовых протестов реальной, а когда события стали развиваться – не смог на них отреагировать должным образом. И даже снежные заносы на дорогах, из-за которых в Петрограде начались перебои с поставками продовольствия, и пошел слух, что хлеба не будет. Конечно, свою роль сыграла непопулярность Николая II, вызванная поведением его жены и всей этой историей с Распутиным. Отдельной оценке подлежит Государственная дума, занявшая антиправительственную позицию. А зачем было держать в столице такое количество запасных батальонов? Это же огромная масса абсолютно праздных людей, не занятых ничем.

В общем, чтобы события приняли необратимый характер, очень многое должно было совпасть. И все совпало. Ошибки одних и иллюзии других дали такой сильный эффект, что ученые до сих пор спорят, что это было – стихия, заговор, иностранное вмешательство? Но достоверные аргументы не в состоянии привести ни одна из сторон.

- А по вашему мнению, началось-то все действительно со стихийных выступлений?

- Стихия, конечно, имела место. Пошли слухи, что не будет хлеба. 23 февраля прошла огромная по масштабам манифестация петроградских женщин. Наш народ легко впадает в панику, особенно в продовольственную. В первый же день произошли погромы хлебных лавок. Но полиция за это не наказала. А безнаказанность оставила некое сладострастное ощущение – громить можно и дальше. И пошли громить не только продуктовые магазины. 27 февраля по всему Петрограду летали горы бумаг – документов из разгромленных государственных учреждений. Повторю, в те несколько дней, 23-27 февраля сошлись все факторы, которые только и могли способствовать падению монархии. А самый главный фон составляло давнее противостояние власти и общества, неспособность их понять друг друга, усилившееся из-за неожиданно тяжелой и продолжительной войны.

- Оцените, пожалуйста, степень участия большевиков в Февральской революции.

- Она была минимальной. Ни для кого не секрет, что в январе 1917 года Ленин, находясь в Швейцарии, писал с сожалением, что Россия сейчас как никогда далека от революционной ситуации: война для страны идет успешно, оснований для борьбы с монархией нет. Известно также, что 23-24 февраля лидер петроградских большевиков Шляпников призывал соратников не выходит на улицы и не поддерживать митингующих, поскольку все это провокации царской власти, затеянные с целью выявить и арестовать всех активных коммунистов. А 26 февраля солдаты четырех запасных полков захватили арсенал, по городу разошлись сорок тысяч винтовок, и процесс стало уже не остановить.

- Михаил Дмитриевич, почему демократическая республика, установившаяся в России после февральских событий, оказалась столь недолговечной?

- Потому что в России не было гражданского общества. Оно только начало формироваться во время столыпинской аграрной реформы. Страна-то была крестьянская: население Воронежской губернии более чем на 90% состояло из крестьян, а Россия в целом – более чем на 80%. Но плоды реформ к 1917 году не поспели. Люди, стихийно вышедшие на петроградские улицы, не имели гражданских качеств, позволяющих брать на себя ответственность за происходящее. Для гражданского общества нужен стабильный класс собственников, третье сословие, а его, по сути, и не было. Нормальная-то власть черпает свою силу именно в гражданском обществе. А у нас было как: правительство начало проводить политику фиксированных цен на продовольствие, крестьяне ответили на это тем, что спрятали хлеб в амбарах, не желая продавать его по невыгодной цене. И это происходило в условиях, когда страна вела тяжелую войну.

Да, в России в ту пору была выдающаяся передовая интеллигенция, обеспечившая великий культурный подъем. А внизу – по-прежнему «власть тьмы», как писал Лев Толстой. И эта диспропорция тоже послужила причиной и революции, и недолговечности республики.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Какой странный анализ - СОВПАЛО ТО, СОВПАЛО ЭТО. Профессор никого не желает обидеть. И никакого реального знания о нас . По мне - надо собрать в одном большом помещении всех профессоров России, закрыть наглухо все выходы и держать там до тех пор, пока не определятся с ИСТОРИЕЙ РОССИИ!!! Чтобы в нашей стране можно было жить и гордиться своей страной, уважать и беречь прошлое.Уважать и оберегать людей создавших РОССИЮ, Множество людей верой и правдой служили РОССИИ. Фамилии у них самые разные - русские, французские, немецкие, прибалтийские, белорусские, украинские, еврейские, татарские и многие другие. И если профессоры не сделают такой истории - отлучить их от кормушки-бюджета и пустить на все четыре стороны. У нас не хватает убощиков, слесарей и грамотных рабочих.