Инклюзивное образование укореняется в воронежских школах

Инклюзивное образование укореняется в воронежских школах

Глава регионального департамента Олег Мосолов рассказал о федеральных программах, качестве обучения и грядущих изменениях


 

С приходом Ольги Васильевой на должность министра образования РФ в отрасли прогнозируют ряд изменений. Некоторые инициативы нового главы Минобрнауки уже реализуются, а часть идей пока находятся на стадии проекта. О том, как трансформируется система в Воронежской области интернет-газете «Время Воронежа» рассказал глава регионального департамента образования, науки и молодёжной политики Олег Мосолов.

- Как в Воронежской области осуществляется внедрение инклюзивного образования?

- В регионе инклюзивные образование рассматривается как вариант организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов наряду с другими. В 2016-2017 учебном году в школах региона обучалось 1753 ребёнка с ОВЗ и 1 095 инвалидов. 552 и 637 соответственно получали образование на дому, 181 из которых с применением дистанционных технологий.

В целом в 2017 году в Воронежской области проживает более 6 тысяч детей-инвалидов и более 3,7 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта в начальных школах для учеников с ОВЗ и для детей с умственной отсталостью началась в сентябре 2016 года.

В настоящее время увеличивается количество общеобразовательных учреждений, которые включаются в инклюзивный процесс. В 2016-2017 учебном году 154 школы приняли на инклюзивное образование 256 первоклассников с ОВЗ. По предварительным данным, в сентябре 65 школ примут более ста детей.

Мы продолжает расширять опыт функционирования «ресурсных классов» для детей с расстройствами аутистического спектра. В сентябре планируем открыть четыре таких класса (класс, в котором вместе со здоровыми детьми занимаются дети с РАС – ред.).

К слову,  воронежская общеобразовательная школа №92 стала победителем всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа Россия».

Кроме того, развивается система ранней помощи. На бае 29 школ функционируют лекотеки – службы, обеспечивающие комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей  дошкольного возраста с ОВЗ, в том числе детей с РАС. Лекотеки посещают около 300 человек. Также создан «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».

- Какие существуют программы поддержки отличившихся школьников, юных дарований: победителей олимпиад, творческих и спортивных конкурсов?

- Ежегодно Министерство определяет 5350 юных талантов во всех регионах России. Победители российских олимпиад и призеры международных получают премии по 60 тыс. рублей. 4100 человек – победители региональных и призеры российских олимпиад – по 30 тыс. рулей.

2016 году три воронежских школьника стали победителями олимпиады  «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность». Соответственно они получили по 60 тысяч. Ещё 12 местных школьников – по 30 тыс. Они стали призёрами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников.

Кроме того, ежегодно талантливым детям присуждается 50 региональных премий по 20 тысяч рублей. Лучших выбирают в пяти номинациях: социально-значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество, любительский спорт.

С 2014 года ведётся работа с одарёнными детьми на базе пансионата с лечением «Репное». Программа рассчитана на круглогодичные профильные смены для одарённых детей 12-17 лет.

Современная материально-техническая база и инфраструктура учреждения позволяют проводить оздоровительные мероприятия, а также предоставлять качественные образовательные услуги при помощи дистанционного обучения по профильным курсам.  Занятия проводятся в формате мастер-классов, творческих лабораторий, исследовательских институтов. С детьми работают преподаватели воронежских вузов и института развития образования, а также педагоги учреждений дополнительного образования и учителя школ, которые имеют опыт подготовки к олимпиадам различного уровня.

Всего с 2014 года в пансионате провели 59 профильных смен: естественнонаучного и гуманитарного цикла школьных предметов, а также театральная, художественная, АРТ-смена, смены «Лидер», «Золотое сечение», смены для юных техников, натуралистов, краеведов. В общей сложности обучение прошли 4043 человека.

К тому же средства на поддержку одарённых детей собирают на Рождественском благотворительном вечере. С 2010 года собрали более 200 млн рублей.

- В целом, по вашим оценкам, на каком уровне находится качество образования в области?

- Инструментом для определения являются единый государственный экзамен, всероссийские проверочные работы и рейтингование.

В 2017 году в Воронежской области по ЕГЭ по русскому языку минимальный порог переступили все одиннадцатиклассники 94,7 процента школ.  По математике (базовый уровень) выпускники 84,3 процента школ получили положительные результаты.

Также в Воронежской области ежегодно оценивается общая эффективность каждой школы. В критериях этой оценки есть результаты независимых процедур, материально-техническая оснащенность школ, создание кадровых условий и так далее. Проверка в 2016 году показала, что в 33,7 процентах организаций эффективность выше 50 процентов от максимально возможного.

Проблемы, несомненно, есть. Это низкие  результаты государственной итоговой аттестации в определенном сегменте школ. Решение задачи возможно через повышение профессионального уровня учителей и изменение школьного уклада.

Новый школьный уклад предусматривает  изменение содержания образования, организации образовательного процесса, внедрение  новых педагогических технологий.

Что касается учителей, то это реализация новых подходов к повышению квалификации, обеспечение трансляции инновационного опыта, выстраивание системы профессиональных конкурсов.

- Как вы оцениваете инициативу Минобрнауки о переводе школ в непосредственное подчинение региону? Рассматривается ли перевод Воронежской области на такую схему?

- В настоящее время Минобрнауки России организована работа по реализации такого проекта.  Планируется оптимизация институтов управления образования, определение финансово-экономических механизмов в системе общего образования, развитие кадрового потенциала.

По такой схеме уже несколько лет работают Москва и Самарская область. В результате этой работы качество образование там улучшилось.

В настоящее время Минобрнауки России рассматривается вопрос о реализации пилотной части проекта на территории некоторых субъектов Российской Федерации.

- На каком этапе сейчас находится создание в Воронеже технопарка «Кванториум» ?

- Подготовка помещений детского технопарка «Кванториум» вышла на финишную отделку, ведутся завершающие малярные и монтажные работы, а также работа по благоустройству прилегающей территории.

Проводятся процедуры по закупке оборудования для специализированных квантов: аэро; гео; робо; энерджи; AR/VR; Hi-Techцентр.

Набрана команда педагогов, лаборантов, методистов – всего  18 человек. Все прошли обучение по специальной программе.

Сейчас разрабатываются образовательные программы, по которым будут учиться воспитанники детского технопарка.

Автор: Александра Дроздова

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
По первой части данной статьи. Новенькое словечко "инклюзивное образование" - в реальности означает, что в учебную среду вводится человечек-ребенок, который не в состоянии усвоить учебную программу. Учитель вынужден будет больше времени уделять этому ребенку. Уровень знаний других детей - упадет Зато бюджет на содержание детей с ограниченными возможностями. сократится. ПОВЕЗЕТ БЮДЖЕТУ - а детям НЕ ПОВЕЗЕТ. А самая важная - настоящая причина в другом!!! В России осуществляется "тихой сапой " мечта последнего царя Николая Второго - давать образование отдельно детям элиты - качественное. И образование остальным - детям работяг - мало- мало, чтобы не создавать конкуренцию детям ЭЛИТЫ. Царь - проводя эту образовательную политику - проиграл РУССКО-ЯПОНСКУЮ войну. Но НОВАЯ ЭЛИТА России - не знает этого. Посмотрите на методички детских садов - месяц изучения лошади. месяц изучения чего-то другого. Почти точное повторение системы образования придуманной во Франции для разделения детей и общества на КЛАССЫ. Класс - богатых и класс - нищих