В марте «обезглавлен» один из ключевых структурных подразделений правительства области – департамент экономического развития.После ухода Анатолия Букреева губернатор Александр Гусев так и не определился с тем, кто возглавит ДЭР. Обязанности пока исполняет первый замруководителя департамента Игорь Кумицкий. А после увольнения из ДЭР одного из замов – Вадима Дмитриева – в департаменте остались еще три заместителя: Алексей Паронников, Павел Командоров и Борис Бикетов.
Интернет-газета «Время Воронежа» задалась вопросом, кто занимается поддержкой благоприятного инвестиционного климата в регионе при отсутствии у ДЭРа «рулевого». В интервью – о том, как Анатолий Букреев оценивает работу Агентства по инвестициям и стратегическим проектам, которое также занимается работой с инвесторами.
Темами разговора также стала работа правительства области по нацпроектам, способы вывода бизнеса из тени, наполнении особой экономической зоны (ОЭЗ) и территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Павловск».
– Как вы оцениваете деятельность областного Агентства по инвестициям и стратегическим проектам под руководством Данила Кустова?
– Агентство это один из институтов, который встроен в инвестиционную деятельность правительства. Я считаю, что на стадии первых контактов и вторичного привлечения инвесторов они здесь очень хорошо работают. Область раньше занимала 7-8 место в национальном рейтинге.
– Что, с точки зрения ответственности агентства, удалось или не удалось реализовать?
– Агентство участвовало при подготовке ТОСЭР в Павловске и создании ОЭЗ. Принимал участие в том, чтобы индустриальный парк [ИП «Масловский»] получал меры господдержки. Всего четыре парка в России получали такие меры, когда назад возвращались налоги, уплаченные резидентами в федбюджет. Эта сумма достигла 654 млн руб.
– Как оцениваете свою работу и Агентства по наполнению ОЭЗ?
– Идеология ОЭЗ была не просто ее открыть. Почему 220 гектаров? Чтобы быстро ее заселить резидентами и дать возможность открыть филиалы в других муниципальных образованиях. Бобровском районе, Лискинском, Россошанском.
– На что нужно сделать упор региону в плане экономики?
– Сейчас особое внимание сейчас надо уделить резервам, я считаю. Здесь нужно знать хорошо такие вопросы, как статистический учет, бухгалтерский учет для того, чтобы эти инвестиции в основной капитал упали. И в том году, и в этом они падают. Резервы у всех есть. Предприятия применяют серые, черные схемы. Значит, их надо легализовать. Тем более есть указ президента по легализации теневой экономики. А в инвестициях, например, неопытные предприятие осуществляют научно-исследовательские работы – и показывают их как капитальное вложение. Потому что нужно платить налоги. Они показывают их как расходы будущих периодов и постепенно переносят на себестоимость, здесь резерв. Я думаю, не менее 30-40 млрд рублей по Воронежской области, который нужно выследить, привести в действие.
Следующий вопрос – по бедности. Нужно понимать, каким образом идет миграция в другие регионы, этот поток нужно легализовать. А это тоже около 30-40 млрд рублей. В общем, мы видим 60-80 млрд, которые так или иначе где-то крутятся, вертятся, но не находят своего отражения в статистической отчетности, они расчетным путем доводятся, а по расчетным – это мизер.
– С какими проблемами оставили департамент, какие задачи сейчас первостепенные, как считаете?
– Первое – нужно решить вопрос верификации всех национальных проектов. Должны быть стыковка целей и задач. Никто этот вопрос еще не решал. Все процессы идут механически: выделили деньги – освоили. А дальше после освоения денег нужно будет содержать те же детские сады, объекты здравоохранения, школы, причем затраты вдвойне. Один раз бюджетные средства идут на строительство, допустим дороги, другой – на содержание, обслуживание. Значит, должна быть верификация. Чтобы было понятно, ради чего это делается. Но я не вижу такой верификации и понимания. Увязки всех проектов в единое целое.
– Какую роль Кустов сыграл в привлечение инвестиций? В регионе одно время говорили, что он может стать новым главой ДЭР.
– Очень важен первый контакт с зарубежными клиентами. Инвестор в начале начинает говорить: что у вас здесь не так, а в Липецке есть ОЭЗ, там другие привилегии, рядом металлургический комбинат и проч. И важно правильно разъяснить ситуацию – допустим, да, там есть это, но мы можем представить нечто большее. Так пришла «Бионорика», например, с помощью агентства. Есть определенные этапы, как нельзя построить здание, не сделав фундамент. Но агентству, да и всем остальным, сейчас важно отслеживать инвестиционный рейтинг региона по 9 группам показателей. Сначала надо затормозить темпы роста падения инвестиций, потом их стабилизировать, а затем начинать поднимать. А не ждать, пока фаза будет очень низкая, а потом от фазы говорить – вот, у нас темпы роста начались. Вопрос возникнет – от чего?
В области людей, способных возглавить департамент, около трех-четырех человек. Если совсем новый человек придет, ему нужно будет полтора-два года, чтобы адаптироваться. Что касается Данила Кустова, то я с ним девять лет проработал – очень профессиональный, подготовленный человек. Логически умеет мыслить, структурировать, выявлять проблемы, понимать масштаб, находить инструменты и механизмы по реализации этой проблемы.
Беседовал Иван Борцов
Комментарии