Воронежский авиазавод
-
уникальный
партнер в производственной кооперации

Воронежский авиазавод  -  уникальный   партнер в производственной кооперации

Его преимущество – в универсальности  и самодостаточности


 

«Воронежский авиазавод становится серьезным звеном кооперации по работе с другими предприятиями, как в России, так и за рубежом». Эти слова губернатора Алексея Гордеева произнес  в 2014  году, на старте  проектов, которые сегодня  определяют производственную перспективу ВАСО -  Ил-112 , ИЛ-96-400,  по части производства агрегатов - «Sukhoi Superjet 100»,  МС-21. Можно ли сказать, что завод к сегодняшнему дню  стал «серьезным звеном кооперации»? 

С посадкой на двух площадках

- Преимущество  ВАСО в том, что завод – фактически самодостаточное  предприятие, и, по сути, не столь сильно зависим  от партнеров  по «Объединенной авиастроительной корпорации»,  в части касающейся своей товарной программы выпуска (ПАО «ОАК» - холдинговая компания ПАО «ВАСО» - прим. Ред.),  которые помогают нам, по большей части, собирать только  Ил-112 . В то же время ВАСО  - один из ключевых  кооперантов  для  целого ряда других предприятий, - прокомментировали «Времени Воронежа» в пресс-службе предприятия.

И в  этом партнерстве рождаются  порой уникальные схемы. Например, по программе «Сухой Суперджет»  воронежцы изготовляют самолетокомплект из 148  деталей и узлов.  Некоторые из них проходят через другие производственные площадки, обеспечивая  загрузку не одного, а двух предприятий.  Например, ВАСО поставляет  детали фюзеляжа в  Новосибирск,  а элементы крыла  для SSJ-100  - в Комсомольск - на Амуре,  где  КНАЗ   потом  отправляет собранные  агрегаты на финишную сборку в АО «Гражданские самолеты Сухого».

Насколько  определяет схему  взаимодействия  программа развития центров компетенций?

Компетентно – о компетенциях

Интернет-газета «Время Воронежа»  не раз  уже писала о  развитии центра компетенций  на Воронежском авиастроительном. Работа идет в  рамках программы ОАК, которая обеспечивает  необходимый уровень  специализации  предприятий . ВАСО выбран как центр компетенций по мотогондолам и пилонам, и развивает эту тему уже шесть лет. Специализация  обеспечивает  качество и  ритмичность работы.  Из цехов воронежского авиазавода выходят пилоны  для 76-го и  96-го Илов, для АН-148,  МС-21. Причем в последнем случае  освоены два варианта пилонов: под двигатель  Pratt & Whitney  и под российский ПД-14, который  пока еще не прошел сертификацию.

О проекте МС-21 стоит сказать чуть подробнее.  Российское руководство связывает с ним  надежды на возвращение России в ряды мировых лидеров в области гражданского самолетостроения.  Общий портфель заказов на новинку отечественного авиапрома составляет 250 машин.

Производство этих воздушных судов  осуществляется в широкой кооперации. ВАСО, в частности,   отвечает за люки, обтекатели рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель «крыло-фюзеляж», детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения.  Первые два  самолетокомплекта уже переданы заказчику. К 2020 году планируем поставить 72 комплекта для  МС-21.

Скорее встать на крыло

В производственной программе ИЛ-112 представляет  в каком-то смысле исключение из общих правил.  ВАСО в рамках корпорации исполняет 54% ( а по показателям трудоемкости – 86%) программы ИЛ-112: изготовляет  крупнейшие узлы, ведет основную сборку, испытания и т.п. – вплоть до сдачи самолета заказчику.

 Сегодня  полным ходом идет подготовка производства, изготовлены стапели на фюзеляж, оснастка под крыло. В декабре 2016 года   должны начать стыковку крыла с фюзеляжем, в феврале 2017 года первый планер Ил-112 отправят в цех окончательной сборки, а летом 2017 года самолет должен быть поднят в воздух.

Но военный транспортник  ВАСО изготовляет не собственными силами, как обычно, а в широкой  кооперация с другими предприятиями ОАК:  несколько партнеров  поставляют  в Воронеж узлы и агрегаты.  И здесь, как нам кажется, кроются основные риски проекта.  уже без  сложностей не обходится,

От кооперанта «Аэростар-СП»   наши сборщики получают  панели, люки и двери для фюзеляжа. Первый летный экземпляр этими поставками обеспечен на 100%,  а второй – на 73%.  

Задел на послезавтра

В свою очередь ВАСО участвует в производстве тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые  собирают на  «Авиастар-СП» ВАСО изготавливает самолетокомплекты, в каждый из которых входят пилоны,  рельсы закрылков, мотогондолы двигателей.

Так вот,  наше предприятие по программе кооперации работает уже на послезавтрашний день!  К октябрю 2016-го полностью обеспечило  программу выпуска Ил-76МД  2016 года, 2017 года и   на 30% - программу 2018 года.

Такой задел  образовался,  потому что партнеры изначально ориентировали воронежский авиазавод на программу в  6  самолетов в год – с последующим повышением до девяти. И ВАСО оснащало  свое производство, и  обучало людей  именно под такой такт. Однако в прошлом и в нынешнем году было сделано всего по два самолета. Но авиазавод, имея обученных людей, оснащение, закупленные материалы, продолжал работать в набранном темпе.

Расформировывать участок нет смысла, так как «Авиастар»  в ближайшее время планирует нарастить производство. Но проблема складских площадей  существует, и изготовленная продукция сегодня находится прямо на участке производства пилонов и мотогондол. Заказчики   неохотно забирают готовые  изделия, потому что за них придется  платить деньги, а финансирование  на самолеты будущих лет, разумеется, не открыто.

Прощай, Ан-148?

Специалисты утверждают, что ВАСО может  самостоятельно вести даже международный проект  АН-148.  И раньше мог! Просто изначально имелась договоренность с украинской стороной  о производственной кооперации по изготовлению агрегатов самолета в соотношении 50 на 50. После возникших сложностей с поставками  Воронеж  взял на себя большую  часть производства. Из больших узлов, осталось освоить   лишь производство крыла.   В принципе, при наличии заказов на самолет за семь-восемь месяцев ВАСО мог бы  произвести подготовку производства и начать выпуск крыла самостоятельно.

И  такой вариант принципиально возможен. Эксплуатанты в один голос заявляют, что самолет получился хороший. В авиакомпании «Ангара», например, воронежские самолеты загружены по полной программе, и все самолётом довольны. Ан-148 уже избавились от «детских болезней», машина неприхотлива, с возможностями посадки на грунтовые аэродромы. К ней по-прежнему есть интерес.

Но интеллектуальные права на Ан-148  - на Украине. В этом году ВАСО  сдаст заказчику три борта, в 2017-м – пять, и пока следующих контрактов на этот самолет нет.

Будет ли самолёт и в дальнейшем производиться в России, на нашем заводе – вопрос скорее большой политики, но  за авиастроителями дело не станет.

Генеральная линия

Сколько бы марок и брендов мы не перечисляли, весь завод, производственные и кадровые ресурсы  «заточен»  под программу  Ил-96. Здесь как у десантников: «Никто, кроме нас»

На сегодняшний день  два борта воронежцы уже сдали – Ил-96-300 по заказу управделами Президента РФ и Ил-96-400 в интересах  Минобороны. В ноябре будет сдан и  третий самолет. Запущено  изготовление двух очередных машин  для летного спецотряда. Одна уже находится  в  стапеле сборки фюзеляжа, другая – на этапе  завершения   изготовления деталей  механических  и заготовительно-штамповочных цехов. При этом финансирование заказа пока не  пошло. Но,  чтобы загрузить работой коллектив, обеспечить   темпы на будущее,  ВАСО  начало изготавливать длинноцикличные детали – крыло, фюзеляж - за счет кредитных средств. Здесь уверены, что средства вернутся.

А самое ожидаемое событие  - сдача на сертификационные испытания пассажирского  самолёт Ил-96-400М. По этой  программе ВАСО тоже не ждет  федерального финансирования.  Есть приказ по заводу: из имеющегося  материала начать изготовление деталей «длинного цикла».

Современные материалы и авионика позволят  самолёту серьёзно сбросить лишний вес, при этом количество пассажиров, за счёт более длинного салона, превысит 400 человек. По программе Ил-96-400М планируется строительство нескольких самолетов до 25 года. Сегодня завод имеет мощности для сборки двух Ил-96 в год, но может достаточно быстро нарастить   производственные возможности  до четырех лайнеров в год

При этом не потребуется строить дополнительные площади, набирать очень много нового персонала. Все базовые возможности у предприятия уже имеются. А  финансирование на  дополнительное  оснащение позволят  производству на такт выпуска 4 и более самолетов в год.

Это реальные планы и достойная  перспектива.

Автор: Александр Саубанов

10:50 13.10.2016