Воронежский авиазавод
-
уникальный
партнер в производственной кооперации

Воронежский авиазавод - уникальный партнер в производственной кооперации

Его преимущество – в универсальности  и самодостаточности


 

«Воронежский авиазавод становится серьезным звеном кооперации по работе с другими предприятиями, как в России, так и за рубежом». Эти слова губернатора Алексея Гордеева произнес  в 2014  году, на старте  проектов, которые сегодня  определяют производственную перспективу ВАСО -  Ил-112 , ИЛ-96-400,  по части производства агрегатов - «Sukhoi Superjet 100»,  МС-21. Можно ли сказать, что завод к сегодняшнему дню  стал «серьезным звеном кооперации»? 

С посадкой на двух площадках

- Преимущество  ВАСО в том, что завод – фактически самодостаточное  предприятие, и, по сути, не столь сильно зависим  от партнеров  по «Объединенной авиастроительной корпорации»,  в части касающейся своей товарной программы выпуска (ПАО «ОАК» - холдинговая компания ПАО «ВАСО» - прим. Ред.),  которые помогают нам, по большей части, собирать только  Ил-112 . В то же время ВАСО  - один из ключевых  кооперантов  для  целого ряда других предприятий, - прокомментировали «Времени Воронежа» в пресс-службе предприятия.

И в  этом партнерстве рождаются  порой уникальные схемы. Например, по программе «Сухой Суперджет»  воронежцы изготовляют самолетокомплект из 148  деталей и узлов.  Некоторые из них проходят через другие производственные площадки, обеспечивая  загрузку не одного, а двух предприятий.  Например, ВАСО поставляет  детали фюзеляжа в  Новосибирск,  а элементы крыла  для SSJ-100  - в Комсомольск - на Амуре,  где  КНАЗ   потом  отправляет собранные  агрегаты на финишную сборку в АО «Гражданские самолеты Сухого».

Насколько  определяет схему  взаимодействия  программа развития центров компетенций?

Компетентно – о компетенциях

Интернет-газета «Время Воронежа»  не раз  уже писала о  развитии центра компетенций  на Воронежском авиастроительном. Работа идет в  рамках программы ОАК, которая обеспечивает  необходимый уровень  специализации  предприятий . ВАСО выбран как центр компетенций по мотогондолам и пилонам, и развивает эту тему уже шесть лет. Специализация  обеспечивает  качество и  ритмичность работы.  Из цехов воронежского авиазавода выходят пилоны  для 76-го и  96-го Илов, для АН-148,  МС-21. Причем в последнем случае  освоены два варианта пилонов: под двигатель  Pratt & Whitney  и под российский ПД-14, который  пока еще не прошел сертификацию.

О проекте МС-21 стоит сказать чуть подробнее.  Российское руководство связывает с ним  надежды на возвращение России в ряды мировых лидеров в области гражданского самолетостроения.  Общий портфель заказов на новинку отечественного авиапрома составляет 250 машин.

Производство этих воздушных судов  осуществляется в широкой кооперации. ВАСО, в частности,   отвечает за люки, обтекатели рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель «крыло-фюзеляж», детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения.  Первые два  самолетокомплекта уже переданы заказчику. К 2020 году планируем поставить 72 комплекта для  МС-21.

Скорее встать на крыло

В производственной программе ИЛ-112 представляет  в каком-то смысле исключение из общих правил.  ВАСО в рамках корпорации исполняет 54% ( а по показателям трудоемкости – 86%) программы ИЛ-112: изготовляет  крупнейшие узлы, ведет основную сборку, испытания и т.п. – вплоть до сдачи самолета заказчику.

 Сегодня  полным ходом идет подготовка производства, изготовлены стапели на фюзеляж, оснастка под крыло. В декабре 2016 года   должны начать стыковку крыла с фюзеляжем, в феврале 2017 года первый планер Ил-112 отправят в цех окончательной сборки, а летом 2017 года самолет должен быть поднят в воздух.

Но военный транспортник  ВАСО изготовляет не собственными силами, как обычно, а в широкой  кооперация с другими предприятиями ОАК:  несколько партнеров  поставляют  в Воронеж узлы и агрегаты.  И здесь, как нам кажется, кроются основные риски проекта.  уже без  сложностей не обходится,

От кооперанта «Аэростар-СП»   наши сборщики получают  панели, люки и двери для фюзеляжа. Первый летный экземпляр этими поставками обеспечен на 100%,  а второй – на 73%.  

Задел на послезавтра

В свою очередь ВАСО участвует в производстве тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые  собирают на  «Авиастар-СП» ВАСО изготавливает самолетокомплекты, в каждый из которых входят пилоны,  рельсы закрылков, мотогондолы двигателей.

Так вот,  наше предприятие по программе кооперации работает уже на послезавтрашний день!  К октябрю 2016-го полностью обеспечило  программу выпуска Ил-76МД  2016 года, 2017 года и   на 30% - программу 2018 года.

Такой задел  образовался,  потому что партнеры изначально ориентировали воронежский авиазавод на программу в  6  самолетов в год – с последующим повышением до девяти. И ВАСО оснащало  свое производство, и  обучало людей  именно под такой такт. Однако в прошлом и в нынешнем году было сделано всего по два самолета. Но авиазавод, имея обученных людей, оснащение, закупленные материалы, продолжал работать в набранном темпе.

Расформировывать участок нет смысла, так как «Авиастар»  в ближайшее время планирует нарастить производство. Но проблема складских площадей  существует, и изготовленная продукция сегодня находится прямо на участке производства пилонов и мотогондол. Заказчики   неохотно забирают готовые  изделия, потому что за них придется  платить деньги, а финансирование  на самолеты будущих лет, разумеется, не открыто.

Прощай, Ан-148?

Специалисты утверждают, что ВАСО может  самостоятельно вести даже международный проект  АН-148.  И раньше мог! Просто изначально имелась договоренность с украинской стороной  о производственной кооперации по изготовлению агрегатов самолета в соотношении 50 на 50. После возникших сложностей с поставками  Воронеж  взял на себя большую  часть производства. Из больших узлов, осталось освоить   лишь производство крыла.   В принципе, при наличии заказов на самолет за семь-восемь месяцев ВАСО мог бы  произвести подготовку производства и начать выпуск крыла самостоятельно.

И  такой вариант принципиально возможен. Эксплуатанты в один голос заявляют, что самолет получился хороший. В авиакомпании «Ангара», например, воронежские самолеты загружены по полной программе, и все самолётом довольны. Ан-148 уже избавились от «детских болезней», машина неприхотлива, с возможностями посадки на грунтовые аэродромы. К ней по-прежнему есть интерес.

Но интеллектуальные права на Ан-148  - на Украине. В этом году ВАСО  сдаст заказчику три борта, в 2017-м – пять, и пока следующих контрактов на этот самолет нет.

Будет ли самолёт и в дальнейшем производиться в России, на нашем заводе – вопрос скорее большой политики, но  за авиастроителями дело не станет.

Генеральная линия

Сколько бы марок и брендов мы не перечисляли, весь завод, производственные и кадровые ресурсы  «заточен»  под программу  Ил-96. Здесь как у десантников: «Никто, кроме нас»

На сегодняшний день  два борта воронежцы уже сдали – Ил-96-300 по заказу управделами Президента РФ и Ил-96-400 в интересах  Минобороны. В ноябре будет сдан и  третий самолет. Запущено  изготовление двух очередных машин  для летного спецотряда. Одна уже находится  в  стапеле сборки фюзеляжа, другая – на этапе  завершения   изготовления деталей  механических  и заготовительно-штамповочных цехов. При этом финансирование заказа пока не  пошло. Но,  чтобы загрузить работой коллектив, обеспечить   темпы на будущее,  ВАСО  начало изготавливать длинноцикличные детали – крыло, фюзеляж - за счет кредитных средств. Здесь уверены, что средства вернутся.

А самое ожидаемое событие  - сдача на сертификационные испытания пассажирского  самолёт Ил-96-400М. По этой  программе ВАСО тоже не ждет  федерального финансирования.  Есть приказ по заводу: из имеющегося  материала начать изготовление деталей «длинного цикла».

Современные материалы и авионика позволят  самолёту серьёзно сбросить лишний вес, при этом количество пассажиров, за счёт более длинного салона, превысит 400 человек. По программе Ил-96-400М планируется строительство нескольких самолетов до 25 года. Сегодня завод имеет мощности для сборки двух Ил-96 в год, но может достаточно быстро нарастить   производственные возможности  до четырех лайнеров в год

При этом не потребуется строить дополнительные площади, набирать очень много нового персонала. Все базовые возможности у предприятия уже имеются. А  финансирование на  дополнительное  оснащение позволят  производству на такт выпуска 4 и более самолетов в год.

Это реальные планы и достойная  перспектива.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.