«Воронежский авиазавод становится серьезным звеном кооперации по работе с другими предприятиями, как в России, так и за рубежом». Эти слова губернатора Алексея Гордеева произнес в 2014 году, на старте проектов, которые сегодня определяют производственную перспективу ВАСО - Ил-112 , ИЛ-96-400, по части производства агрегатов - «Sukhoi Superjet 100», МС-21. Можно ли сказать, что завод к сегодняшнему дню стал «серьезным звеном кооперации»?
С посадкой на двух площадках
- Преимущество ВАСО в том, что завод – фактически самодостаточное предприятие, и, по сути, не столь сильно зависим от партнеров по «Объединенной авиастроительной корпорации», в части касающейся своей товарной программы выпуска (ПАО «ОАК» - холдинговая компания ПАО «ВАСО» - прим. Ред.), которые помогают нам, по большей части, собирать только Ил-112 . В то же время ВАСО - один из ключевых кооперантов для целого ряда других предприятий, - прокомментировали «Времени Воронежа» в пресс-службе предприятия.
И в этом партнерстве рождаются порой уникальные схемы. Например, по программе «Сухой Суперджет» воронежцы изготовляют самолетокомплект из 148 деталей и узлов. Некоторые из них проходят через другие производственные площадки, обеспечивая загрузку не одного, а двух предприятий. Например, ВАСО поставляет детали фюзеляжа в Новосибирск, а элементы крыла для SSJ-100 - в Комсомольск - на Амуре, где КНАЗ потом отправляет собранные агрегаты на финишную сборку в АО «Гражданские самолеты Сухого».
Насколько определяет схему взаимодействия программа развития центров компетенций?
Компетентно – о компетенциях
Интернет-газета «Время Воронежа» не раз уже писала о развитии центра компетенций на Воронежском авиастроительном. Работа идет в рамках программы ОАК, которая обеспечивает необходимый уровень специализации предприятий . ВАСО выбран как центр компетенций по мотогондолам и пилонам, и развивает эту тему уже шесть лет. Специализация обеспечивает качество и ритмичность работы. Из цехов воронежского авиазавода выходят пилоны для 76-го и 96-го Илов, для АН-148, МС-21. Причем в последнем случае освоены два варианта пилонов: под двигатель Pratt & Whitney и под российский ПД-14, который пока еще не прошел сертификацию.
О проекте МС-21 стоит сказать чуть подробнее. Российское руководство связывает с ним надежды на возвращение России в ряды мировых лидеров в области гражданского самолетостроения. Общий портфель заказов на новинку отечественного авиапрома составляет 250 машин.
Производство этих воздушных судов осуществляется в широкой кооперации. ВАСО, в частности, отвечает за люки, обтекатели рельсов закрылков, пилоны для двигателей, створки основной и передней опоры шасси, обтекатель «крыло-фюзеляж», детали из ПКМ носовой и хвостовой частей вертикального и горизонтального оперения. Первые два самолетокомплекта уже переданы заказчику. К 2020 году планируем поставить 72 комплекта для МС-21.
Скорее встать на крыло
В производственной программе ИЛ-112 представляет в каком-то смысле исключение из общих правил. ВАСО в рамках корпорации исполняет 54% ( а по показателям трудоемкости – 86%) программы ИЛ-112: изготовляет крупнейшие узлы, ведет основную сборку, испытания и т.п. – вплоть до сдачи самолета заказчику.
Сегодня полным ходом идет подготовка производства, изготовлены стапели на фюзеляж, оснастка под крыло. В декабре 2016 года должны начать стыковку крыла с фюзеляжем, в феврале 2017 года первый планер Ил-112 отправят в цех окончательной сборки, а летом 2017 года самолет должен быть поднят в воздух.
Но военный транспортник ВАСО изготовляет не собственными силами, как обычно, а в широкой кооперация с другими предприятиями ОАК: несколько партнеров поставляют в Воронеж узлы и агрегаты. И здесь, как нам кажется, кроются основные риски проекта. уже без сложностей не обходится,
От кооперанта «Аэростар-СП» наши сборщики получают панели, люки и двери для фюзеляжа. Первый летный экземпляр этими поставками обеспечен на 100%, а второй – на 73%.
Задел на послезавтра
В свою очередь ВАСО участвует в производстве тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А, которые собирают на «Авиастар-СП» ВАСО изготавливает самолетокомплекты, в каждый из которых входят пилоны, рельсы закрылков, мотогондолы двигателей.
Так вот, наше предприятие по программе кооперации работает уже на послезавтрашний день! К октябрю 2016-го полностью обеспечило программу выпуска Ил-76МД 2016 года, 2017 года и на 30% - программу 2018 года.
Такой задел образовался, потому что партнеры изначально ориентировали воронежский авиазавод на программу в 6 самолетов в год – с последующим повышением до девяти. И ВАСО оснащало свое производство, и обучало людей именно под такой такт. Однако в прошлом и в нынешнем году было сделано всего по два самолета. Но авиазавод, имея обученных людей, оснащение, закупленные материалы, продолжал работать в набранном темпе.
Расформировывать участок нет смысла, так как «Авиастар» в ближайшее время планирует нарастить производство. Но проблема складских площадей существует, и изготовленная продукция сегодня находится прямо на участке производства пилонов и мотогондол. Заказчики неохотно забирают готовые изделия, потому что за них придется платить деньги, а финансирование на самолеты будущих лет, разумеется, не открыто.
Прощай, Ан-148?
Специалисты утверждают, что ВАСО может самостоятельно вести даже международный проект АН-148. И раньше мог! Просто изначально имелась договоренность с украинской стороной о производственной кооперации по изготовлению агрегатов самолета в соотношении 50 на 50. После возникших сложностей с поставками Воронеж взял на себя большую часть производства. Из больших узлов, осталось освоить лишь производство крыла. В принципе, при наличии заказов на самолет за семь-восемь месяцев ВАСО мог бы произвести подготовку производства и начать выпуск крыла самостоятельно.
И такой вариант принципиально возможен. Эксплуатанты в один голос заявляют, что самолет получился хороший. В авиакомпании «Ангара», например, воронежские самолеты загружены по полной программе, и все самолётом довольны. Ан-148 уже избавились от «детских болезней», машина неприхотлива, с возможностями посадки на грунтовые аэродромы. К ней по-прежнему есть интерес.
Но интеллектуальные права на Ан-148 - на Украине. В этом году ВАСО сдаст заказчику три борта, в 2017-м – пять, и пока следующих контрактов на этот самолет нет.
Будет ли самолёт и в дальнейшем производиться в России, на нашем заводе – вопрос скорее большой политики, но за авиастроителями дело не станет.
Генеральная линия
Сколько бы марок и брендов мы не перечисляли, весь завод, производственные и кадровые ресурсы «заточен» под программу Ил-96. Здесь как у десантников: «Никто, кроме нас»
На сегодняшний день два борта воронежцы уже сдали – Ил-96-300 по заказу управделами Президента РФ и Ил-96-400 в интересах Минобороны. В ноябре будет сдан и третий самолет. Запущено изготовление двух очередных машин для летного спецотряда. Одна уже находится в стапеле сборки фюзеляжа, другая – на этапе завершения изготовления деталей механических и заготовительно-штамповочных цехов. При этом финансирование заказа пока не пошло. Но, чтобы загрузить работой коллектив, обеспечить темпы на будущее, ВАСО начало изготавливать длинноцикличные детали – крыло, фюзеляж - за счет кредитных средств. Здесь уверены, что средства вернутся.
А самое ожидаемое событие - сдача на сертификационные испытания пассажирского самолёт Ил-96-400М. По этой программе ВАСО тоже не ждет федерального финансирования. Есть приказ по заводу: из имеющегося материала начать изготовление деталей «длинного цикла».
Современные материалы и авионика позволят самолёту серьёзно сбросить лишний вес, при этом количество пассажиров, за счёт более длинного салона, превысит 400 человек. По программе Ил-96-400М планируется строительство нескольких самолетов до 25 года. Сегодня завод имеет мощности для сборки двух Ил-96 в год, но может достаточно быстро нарастить производственные возможности до четырех лайнеров в год
При этом не потребуется строить дополнительные площади, набирать очень много нового персонала. Все базовые возможности у предприятия уже имеются. А финансирование на дополнительное оснащение позволят производству на такт выпуска 4 и более самолетов в год.
Это реальные планы и достойная перспектива.
Автор: Александр Саубанов