В понедельник, 3 июля, авторитетный фонд «Петербургская политика» опубликовал июньский рейтинг социально-политической устойчивости российских регионов. Напомним, что уровень устойчивости определяется экспертами Фонда по 10-балльной шкале, где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная. А «в теле» рейтинга регионы разделены на пять категорий по степени устойчивости и отсортированы в рамках своей категории по динамике рейтинга за последний месяц.
Формально положение Воронежской области практически не изменилось, она по-прежнему числится в ряду субъектов Федерации со средней устойчивостью. Правда, нашей области удалось за июнь набрать 0,1 балла, в результате по показателю динамики мы в этом списке («золотая середина») стоим сразу после Москвы.
Само собой, 0,1 балла мало что скажут публике. Но, если верить экспертам Фонда, количество позитивных событий, случившихся в Воронежской области в течение июня, вдвое превысило число событий негативных. И, как обычно, все хорошее у нас связано с экономикой.
Итак, вот список «позитива»:
- запуск в Лискинском районе на базе ЗАО «Лискимонтажконструкция» цеха по производству высокопрочных прямошовных электросварных труб большого диаметра;
- открытие губернатором Алексеем Гордеевым нового психоневрологического интерната в селе Алферовка Новохоперского района, построенного на месте сгоревшего в 2016 году учреждения (вообще говоря, интернат сгорел в декабре 2015 года, так что здесь у Фонда ошибка);
- открытие в селе Николаевка Аннинского района завода по производству кормов ООО «ЭкоКорм» компании «Молвест»;
- подписание соглашения о сотрудничестве Воронежской области и итальянской области Венето;
- 8-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата Агентства стратегических инициатив;
- 3-е место в рейтинге глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции Аналитического центра при правительстве РФ;
- 20-е место в рейтинге готовности регионов к будущему, составленном НИУ «Высшая школа экономики»;
- 8-е место в топ-10 регионов, из которых местные жители хотят переехать менее всего (по версии Headhunter).
Готовность к будущему – прекрасное качество, но обратимся к прошлому. И увидим негативные события июня, упомянутые экспертами:
- отстранение судом от должности находящегося под арестом по обвинению в превышении полномочий главы администрации Хохольского района Павла Пономарева (тоже небольшая неточность: Пономарев находится под домашним арестом);
- следственные действия в управлении ЖКХ администрации Воронежа в рамках расследования уголовного дела о хищении земли в центре города;
- взрыв на газопроводе в Коминтерновском районе Воронежа;
- негативное отношение воронежских родителей к решению властей о присоединении к детскому саду №2 для слабовидящих детей воспитанников детсада №8, здание которого расположено в квартале, определенном под снос.
Напомним, в рейтинге имеется также графа «Прочие заметные события», но в этот раз эксперты Фонда не нашли, чем ее заполнить. То есть, по их мнению, ничего другого, влияющего на социально-экономическую устойчивость в Воронежской области в июне не произошло.
Можно, наверное, и так рассуждать.
Но самое главное: Воронежскую область, оказавшуюся по привычке в середняках, Фонд «Петербургская политика» выделил из общего ряда субъектов Федерации и причислил ее к группе избранных – тех, кто имеет высокий уровень автономности от центральной власти.
По мнению экспертов, ядро этой группы составляют Татарстан, Чечня, Якутия, Белгородская и Кемеровская области, Москва и Санкт-Петербург. А для Воронежской, Московской, Нижегородской, Самарской, Тульской, Тюменской областей и Ямало-Ненецкого автономного округа характерны, как выражаются эксперты, элементы «полуавтономности» с некоторыми оговорками.
Что же это значит? В первую очередь, то, что федеральное вмешательство в местные дела в этих регионах происходит лишь в экстраординарных случаях и только эпизодически – раз. А второе – «жесткая реакция местных элит на попытки федерального вмешательства не вызывает публичной критики из Москвы и наоборот подкрепляет политический вес руководства «асимметричных» субъектов».
Здесь к месту будет напомнить, что воронежский губернатор Алексей Гордеев неоднократно позволял себе критику в адрес федерального правительства, и всякий раз его высказывания оставались безнаказанными. В последний раз в ходе ежегодного отчета перед депутатами облдумы 27 апреля он упрекнул правительство за неспособность разработать стратегию выхода из кризиса, из-за чего таким регионам, как Воронежская область сложно поддерживать экономический рост. Более того, Гордеев заявил: «Неэффективная система государственного управления в стране не способна противостоять, в том числе, коррупционным проявлениям».
И все это сошло ему с рук.
А ведь, как отмечают в «Петербургской политике» у федерального центра существует множество рычагов воздействия на губернаторов и даже перечисляют некоторые из них - политические, финансовые, репрессивные и психологические.
Но ни один из них не был применен по отношению к руководителю нашей области.
Чем же вызвана такая автономность воронежской власти? Эксперты констатируют (применительно ко всем «независимым» субъектам): во-первых, у федеральной власти может отсутствовать согласованная политическая воля в достаточном объеме для принуждения этих регионов; во-вторых, в «автономных» регионах наблюдается высокий уровень электоральной и политической предсказуемости, психологически близкий адептам «управляемой демократии» на федеральном уровне.
Так что пока у нас будет сохраняться управляемая демократия, губернатор может сколько угодно намекать на свою суверенность.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1