В четверг, 20 июля, воронежский губернатор Алексей Гордеев приехал в Москву, где был принят федеральным вице-премьером Дмитрием Козаком, а затем встретился с председателем Совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексеем Кудриным. Характерно, что в предыдущий раз Гордеев встречался с Кудриным 22 июня, а с Козаком – и вовсе 7 июля.
Официальные сообщения об этих встречах скупы. С заместителем председателя правительства глава области обсуждал проблемы межбюджетных отношений. Пресс-служба облправительства пишет: «было отмечено, что сложившаяся ассимметрия развития субъектов РФ требует выравнивания их бюджетной обеспеченности». Интересно, кем именно это было отмечено – Козаком или Гордеевым?
А вот мысль «о необходимости взаимодействия и координации действий регионов на макроуровне», скорее всего, принадлежит воронежскому губернатору, который не раз подчеркивал, что федеральный центр в условиях кризиса как будто оставил регионы на произвол судьбы.
С Кудриным же речь шла о вещах менее приземленных: стороны «детально обсудили раздел Стратегии развития России «Пространственное развитие».
На сайте ЦСР воронежский губернатор отрекомендован в самых комплиментарных выражениях: «На протяжении многих лет занимая руководящие посты в госорганах, зарекомендовал себя как успешный управленец. В качестве руководителя подгруппы «Пространственное развитие», Алексей Гордеев намерен в полной мере задействовать свой большой опыт для получения высоких результатов работы команды и достижения ею поставленных целей». Эта подгруппа, напомним, входит в Экономический совет при президенте РФ.
Областная пресс-служба пояснила, что с главой ЦСР губернатор говорил «о двух проектах, касающихся региональной и городской политики».
Примерно о том же они беседовали меньше месяца назад. Что же изменилось?
Возможно, Алексей Гордеев спросил у своего старого товарища Алексея Кудрина, почему в разработанной ЦСР Стратегии-2035, направленной на развитие 15 агломераций страны, не оказалось города Воронежа? Об этом прискорбном для нашего города факте стало известно в середине июля.
А может быть, они обсуждали, как представить наш город и область на Общероссийском форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России: инструменты и ресурсы реализации», который должен пройти в октябре в Питере.
Но, скорее всего, дело в другом. Если говорить о пространственном развитии, то со слов замминистра экономического развития Александра Цыбульского, речь идет, прежде всего, о том, чтобы создать условия, при которых часть населения перераспределится вокруг крупных промышленных центров.
Воронеж, судя по всему, в этот список не входит. О чем свидетельствует и Стратегия кудринского Центра. С некоторых пор мы перестали быть промышленным центром, зато стали аграрным. А в сельскохозяйственном секторе перераспределять трудовые ресурсы уже не нужно, их и без того избыток.
При этом, напомним, по мере разворачивания кризиса федеральное правительство изменило финансовые взаимоотношения с регионами. Теперь, как сказал тот же замминистра Цыбульский в интервью «Газете.ру», «если федеральный центр дает в виде дотаций денег на обеспечение всех социальных и экономических обязанностей региону, то как минимум в следующий период социально-экономическое положение региона не должно быть ухудшено».
Однако такое требование входит в противоречие с решением правительства, принятым в конце прошлого года – о том, что с нынешнего года у регионов отняли один процент налога на прибыль в пользу федерального бюджета.
Интернет-газета «Время Воронежа» уже писала, что это решение стоило бюджету региона примерно 1 млрд рублей. Алексей Гордеев активно выступал против такого подхода, но его мнение на ситуацию не повлияло. Правительство объявило, что за счет отнятых у всех субъектов Федерации средств оно будет поддерживать регионы, скажем так, отстающие, те, у кого с экономикой дела совсем плачевные.
Накануне поездки воронежского губернатора в Москву, 17 июля, в Госдуме прошли парламентские слушания по бюджетной политике на следующий год.
Члены правительства страны сообщили депутатам, в оценке деятельности регионов федеральный центр будет обращать внимание на внедрение проектных принципов управления. Для этого Советом при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным программам и были отобраны 11 ключевых приоритетных направлений. А особенностью проектного принципа объявлена концентрация бюджетных ассигнований «на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечивают максимальный вклад в достижении ключевых приоритетов государственной политики».
Правда, депутаты отметили, что при таком подходе из поля зрения правительства постоянно выпадают такие «неэффективные» статьи расходов, как здравоохранение, образование и наука, борьба с бедностью. Думцы обратили внимание, что в реальном выражении финансирование этих социально значимых статей год от года постоянно падает.
А депутат Госдумы от Воронежской области Андрей Марков так прокомментировал итоги слушаний на своем сайте:
- Прозвучали некоторые предложения, которые системными назвать сложно. А главное, что пока основной подход остаётся неизменным - централизация бюджетных и налоговых процессов и последующая поддержка регионов в зависимости от различного рода показателей. Мое убеждение - регионам нужно давать не только новые гранты, но прежде всего возможности для экономического роста и больше самостоятельности для определения приоритетов бюджетных расходов. Нацеленность же на стабильность, выраженную в финансовой отчетности, в цифрах, а не на развитие - пока так можно охарактеризовать ощущения от услышанного. И, конечно же, нельзя экономить на человеческом капитале, постоянно «оптимизируя» медицину, образование, науку – словом, те вещи, без которых невозможно представить наше будущее.
В общем, теперь более или менее понятно, что стоит за словами не то Козака, не то Гордеева, про то, что «сложившаяся ассимметрия развития субъектов РФ требует выравнивания их бюджетной обеспеченности».
Правда при этом не стоит забывать, что Алексей Гордеев состоит активным участником президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным программам. Того самого Совета, который выработал приоритеты государственных ассигнований таким образом, что расходы на образование, медицину и борьбу с бедностью постоянно снижаются.
Вероятно, дело в том, что когда обсуждаешь стратегию, ситуация воспринимается иначе, чем когда становишься ее исполнителем.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
Юрий Корчагин