Воронежский губернатор лично взялся за реформу государственного надзора

Воронежский губернатор лично взялся за реформу государственного надзора

Алексей Гордеев предписал себе возглавить рабочую группу, призванную избавить бизнес от избыточного контроля


 

Глава Воронежской области Алексей Гордеев возглавил межведомственную рабочую группу по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности на территории области. Это следует из указа губернатора, опубликованного в среду, 13 июля. Состав этой группы производит сильное впечатление. В нее вошли два вице-губернатора – Геннадий Макин и Андрей Ревков. Все руководители ключевых территориальных федеральных органов – Александр Кошель (МЧС), Игорь Механтьев (Роспотребнадзор), Андрей Логошин (УФАС), Игорь Понкратов (УФНС), Владимир Щербаков (Росздравнадзор), Ярослав Асташов (Росавтонадзор) и т.д. Плюс представители бизнес-общественности: Иван Лачугин («Деловая Россия»), Сергей Наумов («Опора»), Александр Андреев (Союз промышленников и предпринимателей), Юрий Гончаров (ТПП), Неля Пономарева (Общественная палата). Замыкает список начальник ГУ МВД Александр Сысоев.

Отсутствие в этом ряду прокурора области Николая Шишкина объясняется просто: закон прямо запрещает прокурорам становится членами выборных и иных органов, образованных органами госвласти. Как заверили интернет-газету «Время Воронежа» в надзорном ведомстве, без их участия, работа, затеянная губернатором, не останется.

А работа предстоит колоссальная.

Напомним, совсем недавно, 5 июля, премьер-министр Дмитрий Медведев провел масштабное селекторное совещание с регионами, на котором довел до губернаторов мысль о том, что система государственного контроля устарела и будет радикально пересмотрена. Координировать эту деятельность поручено министру «Открытого правительства» Михаилу Абызову, который так видит свою задачу:

- Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять. И эту работу мы вместе с регионами будем проводить.

Если правительство, действительно, заинтересовано в том, о чем говорят его члены, то речь можно вести о своего рода административном перевороте: не секрет, что контроль и надзор – это хлеб и масло контролирующих и надзирающих органов.  По все стране сотни тысяч чиновников кормятся тем, что дают им объекты проверок – в первую очередь, конечно, предприниматели.

И если государство намерено изменить эту сложившуюся за последние лет пятнадцать-двадцать систему, то оно должно быть готово к сопротивлению или хотя бы к саботажу. Потому что реформу ведь будут проводить те люди, кто вырос на этом «кормлении».

Тот факт, что в Воронеже рабочую группу возглавил лично Гордеев, по идее говорит о серьезности, с которой в регионе подошли к этому вопросу.

Согласно положению, эта группа должна выработать предложения, которые позволят усовершенствовать контрольно-надзорную деятельность, а также внедрить в регионе некую «систему профилактики в процессе контрольной и надзорной деятельности» и риск-ориентированный подход при осуществлении проверок.

Последний термин означает, что проверять и надзирать нужно только ту сферу деятельности, которая несет в себе потенциальную опасность. А если предприятие опасности не представляет, то и не нужно его «кошмарить» регулярными визитами пожарных инспекторов и участковых уполномоченных.

Правда, при этом за кадром остается вопрос: а кто и чем компенсирует пожарным, участковым и прочим контролерам, а также их непосредственным начальникам финансовые потери, вызванные внедрением риск-ориентированного подхода?

Наверное, только чувство морального удовлетворения.

Впрочем, если идти по пути такого рода размышлений, то зайти можно далеко и надолго.

Мы же задали некоторым членам рабочей группы другие вопросы: что именно нужно реформировать в контрольно-надзорной деятельности региона, и чем вообще вызвана необходимость этой реформы?

Глава воронежского объединения предпринимателей «Опора» Сергей Наумов полагает, что работы у этого органа будет предостаточно:

- Необходимо, в первую очередь, провести ревизию всех контролирующих и надзирающих органов. Выявить, у кого из них имеются дублирующие функции, и отнять их. Обязательно нужно провести с прокуратурой совместный анализ – откуда берется такое количество внеплановых проверок, от которых бизнесу житься нет, и разобраться с этой проблемой. И нужно обратить самое пристальное внимание на все эти многочисленные организации по защите прав потребителей, которые давно уже превратились в общества потребителей и занимаются только «дойкой» предпринимателей. Настало время избавиться от тех, кто паразитирует на этой теме.

Примерно такую же решительность высказал и глава управления Росздравнадзора по региону Владимир Щербаков:

- Эта реформа уже назрела. Слишком много стало проверяющих, которые мешают работать людям. У нас есть целый ряд медицинских организаций, у которых прекрасная репутация, которые не имеют жалоб, но закон обязывает нас их регулярно проверять. А, на мой взгляд, ресурсы контроля следует сосредоточить на тех, кто постоянно попадается на различных нарушениях, и постараться убрать их с воронежского рынка. Прежде всего, я имею в виду многочисленные частные медицинские организации.

Попутно Владимир Щербаков высказал любопытную мысль:

- Государство, конечно, должно проверять разную деятельность, главное, чтобы это делалось не ради удовольствия самих проверяющих.

Президент регионального Союза промышленников и предпринимателей, в недавнем прошлом – начальник УФСБ по Воронежской области Александр Андреев необходимость реформы понимает по-своему:

- В правительстве поняли, что требуется усиление контроля за тем, как расходуются государственные деньги. Все видят, что антикоррупционные инициативы пробуксовывают, результат – неудовлетворительный. Все понимают, в какой ситуации находится страна, и чем ближе выборы президента, тем сильнее такие темы будут педалироваться. Плюс ко всему – экономическая ситуация требует другого подхода к эффективности бюджетных расходов на различные государственные программы.

Вот и пойми теперь – будет ли контроля меньше или, напротив, он станет более суровым?

По словам того же министра Абызова, «регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий». А в полномочиях рабочей группы, которую создал своим указом Алексей Гордеев, есть пункт, согласно которому этот совещательный орган обладает правом направлять свои предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности сразу в правительство РФ.

Но тот же Михаил Абызов после селекторного совещания 5 июля заявил: «Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов».

То есть система государственного контроля станет еще дороже. Значит ли это, что она станет лучше, или, как пишут в официальных документах, «усовершенствуется»?

Рабочей группе под водительством губернатора есть, над чем поломать головы.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Ну вот опять дифирамбы. У нас уже есть царь. И все его знают. И это не мои слова. Вчера, в поезде соседом по купе оказался очень грамотный, очень опытный, очень молодой ( по сравнению со мной), парень. Он не из болотных. Но когда мы разговаривали, я уже подумал, что он чуть ли не провокатор. Хотя, разговор был как в песне Макаревича - поговорили, а поезд пошел своим путем. Так вот - этому парню, тоже не нравятся цари, не нравятся казнокрады, ему многое не нравится из существующего порядка. И в 85% поддержки, он тоже не верит. Посему скажу - не царское это дело совать нос во все дырки. Это называется пиар и профанация (Это я о Гордееве).