Глава Воронежской области Алексей Гордеев возглавил межведомственную рабочую группу по реализации реформы контрольной и надзорной деятельности на территории области. Это следует из указа губернатора, опубликованного в среду, 13 июля. Состав этой группы производит сильное впечатление. В нее вошли два вице-губернатора – Геннадий Макин и Андрей Ревков. Все руководители ключевых территориальных федеральных органов – Александр Кошель (МЧС), Игорь Механтьев (Роспотребнадзор), Андрей Логошин (УФАС), Игорь Понкратов (УФНС), Владимир Щербаков (Росздравнадзор), Ярослав Асташов (Росавтонадзор) и т.д. Плюс представители бизнес-общественности: Иван Лачугин («Деловая Россия»), Сергей Наумов («Опора»), Александр Андреев (Союз промышленников и предпринимателей), Юрий Гончаров (ТПП), Неля Пономарева (Общественная палата). Замыкает список начальник ГУ МВД Александр Сысоев.
Отсутствие в этом ряду прокурора области Николая Шишкина объясняется просто: закон прямо запрещает прокурорам становится членами выборных и иных органов, образованных органами госвласти. Как заверили интернет-газету «Время Воронежа» в надзорном ведомстве, без их участия, работа, затеянная губернатором, не останется.
А работа предстоит колоссальная.
Напомним, совсем недавно, 5 июля, премьер-министр Дмитрий Медведев провел масштабное селекторное совещание с регионами, на котором довел до губернаторов мысль о том, что система государственного контроля устарела и будет радикально пересмотрена. Координировать эту деятельность поручено министру «Открытого правительства» Михаилу Абызову, который так видит свою задачу:
- Конечно, в первую очередь это вопрос исключения избыточных и дублирующих, устаревших надзорных требований, которые уже несовместимы с сегодняшним уровнем технологического развития наших предприятий и которые надо менять. И эту работу мы вместе с регионами будем проводить.
Если правительство, действительно, заинтересовано в том, о чем говорят его члены, то речь можно вести о своего рода административном перевороте: не секрет, что контроль и надзор – это хлеб и масло контролирующих и надзирающих органов. По все стране сотни тысяч чиновников кормятся тем, что дают им объекты проверок – в первую очередь, конечно, предприниматели.
И если государство намерено изменить эту сложившуюся за последние лет пятнадцать-двадцать систему, то оно должно быть готово к сопротивлению или хотя бы к саботажу. Потому что реформу ведь будут проводить те люди, кто вырос на этом «кормлении».
Тот факт, что в Воронеже рабочую группу возглавил лично Гордеев, по идее говорит о серьезности, с которой в регионе подошли к этому вопросу.
Согласно положению, эта группа должна выработать предложения, которые позволят усовершенствовать контрольно-надзорную деятельность, а также внедрить в регионе некую «систему профилактики в процессе контрольной и надзорной деятельности» и риск-ориентированный подход при осуществлении проверок.
Последний термин означает, что проверять и надзирать нужно только ту сферу деятельности, которая несет в себе потенциальную опасность. А если предприятие опасности не представляет, то и не нужно его «кошмарить» регулярными визитами пожарных инспекторов и участковых уполномоченных.
Правда, при этом за кадром остается вопрос: а кто и чем компенсирует пожарным, участковым и прочим контролерам, а также их непосредственным начальникам финансовые потери, вызванные внедрением риск-ориентированного подхода?
Наверное, только чувство морального удовлетворения.
Впрочем, если идти по пути такого рода размышлений, то зайти можно далеко и надолго.
Мы же задали некоторым членам рабочей группы другие вопросы: что именно нужно реформировать в контрольно-надзорной деятельности региона, и чем вообще вызвана необходимость этой реформы?
Глава воронежского объединения предпринимателей «Опора» Сергей Наумов полагает, что работы у этого органа будет предостаточно:
- Необходимо, в первую очередь, провести ревизию всех контролирующих и надзирающих органов. Выявить, у кого из них имеются дублирующие функции, и отнять их. Обязательно нужно провести с прокуратурой совместный анализ – откуда берется такое количество внеплановых проверок, от которых бизнесу житься нет, и разобраться с этой проблемой. И нужно обратить самое пристальное внимание на все эти многочисленные организации по защите прав потребителей, которые давно уже превратились в общества потребителей и занимаются только «дойкой» предпринимателей. Настало время избавиться от тех, кто паразитирует на этой теме.
Примерно такую же решительность высказал и глава управления Росздравнадзора по региону Владимир Щербаков:
- Эта реформа уже назрела. Слишком много стало проверяющих, которые мешают работать людям. У нас есть целый ряд медицинских организаций, у которых прекрасная репутация, которые не имеют жалоб, но закон обязывает нас их регулярно проверять. А, на мой взгляд, ресурсы контроля следует сосредоточить на тех, кто постоянно попадается на различных нарушениях, и постараться убрать их с воронежского рынка. Прежде всего, я имею в виду многочисленные частные медицинские организации.
Попутно Владимир Щербаков высказал любопытную мысль:
- Государство, конечно, должно проверять разную деятельность, главное, чтобы это делалось не ради удовольствия самих проверяющих.
Президент регионального Союза промышленников и предпринимателей, в недавнем прошлом – начальник УФСБ по Воронежской области Александр Андреев необходимость реформы понимает по-своему:
- В правительстве поняли, что требуется усиление контроля за тем, как расходуются государственные деньги. Все видят, что антикоррупционные инициативы пробуксовывают, результат – неудовлетворительный. Все понимают, в какой ситуации находится страна, и чем ближе выборы президента, тем сильнее такие темы будут педалироваться. Плюс ко всему – экономическая ситуация требует другого подхода к эффективности бюджетных расходов на различные государственные программы.
Вот и пойми теперь – будет ли контроля меньше или, напротив, он станет более суровым?
По словам того же министра Абызова, «регионы ставят вопросы о делегировании части надзорных полномочий в тех сферах, которые наиболее значимы для экономики и жизни конкретных территорий». А в полномочиях рабочей группы, которую создал своим указом Алексей Гордеев, есть пункт, согласно которому этот совещательный орган обладает правом направлять свои предложения по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности сразу в правительство РФ.
Но тот же Михаил Абызов после селекторного совещания 5 июля заявил: «Мы будем готовить предложения по возможному выделению дополнительных средств в следующем финансовом цикле на финансирование работы наших региональных, территориальных органов».
То есть система государственного контроля станет еще дороже. Значит ли это, что она станет лучше, или, как пишут в официальных документах, «усовершенствуется»?
Рабочей группе под водительством губернатора есть, над чем поломать головы.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
1