Воронежские товары с трудом попадают на прилавки торговых сетей

Воронежские товары с трудом попадают на прилавки торговых сетей

Но местные производители предпочитают на это не жаловаться, опасаясь окончательно потерять рынок


 

Воронежские продукты питания с большим трудом попадают в крупные торговые сети региона. Но производители предпочитают публично не жаловаться на ситуацию, опасаясь, что их тогда вовсе не допустят на прилавки. Об этом интернет-газете «Время Воронежа» рассказала председатель общественного консультативного Совета по развитию предпринимательства и туризма Любовь Паршина.

На последнем заседании этого Совета, состоявшемся в стенах Парламентского центра, участники как раз и пытались разрешить этот конфликт. Можно сказать, что поводом для заседания стали обращения в областную думу воронежских предпринимателей, которые жалуются на то, что представители торговых сетей вынуждают производителей увеличивать скидку при закупке продуктов, а также самовольно вводят необоснованные штрафы и производят возврат товара.

Начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках УФАС Сергий Михин сообщил Совету, что с начала года его подразделение провело девять проверок торговых сетей, представленных в Воронеже:

 - Нами выявлены признаки двух видов нарушений. Первое – превышение сроков оплаты производителям за поставленный товар. Второе – включение в договор условий, которые увеличивают размер бонусов торговых сетей. Вместо установленных законом 5% они могут достигать 15% и даже более.

Впрочем, Сергей Михин сделал оговорку: пока можно говорить лишь о признаках нарушений. Но если они подтвердятся, торговым сетям грозят штрафы в 1 - 5 млн рублей.

Но чтобы установить, были ли нарушения на самом деле, антимонопольной службе требуется активная позиция самих поставщиков товаров:

 - Если они к нам не обращаются, то, как мы узнаем о том, что их права ущемляют? – взывал на Совете Сергей Михин. - Как узнаем о том, что им навязывают несправедливые условия договора? Без сигналов нам очень сложно работать.  

Любовь Паршина рассказала нашему изданию,  что считает эту ситуацию «деликатной»: предприниматели понимают, что если начнут жаловаться громко и публично – велик риск, что их товары вообще не пустят на прилавки, либо загонят в такой угол, где их ни один покупатель не найдет.

Поэтому она и предложила, чтобы антимонопольная служба принимала такого рода информацию на условиях анонимности.

Характерно, что эти «деликатные» проблемы возникают у воронежских предпринимателей на фоне политики лоббирования интересов торговых сетей со стороны местной и региональной власти. Мелкий розничный бизнес под административным нажимом постепенно исчезает с улиц города, а этот сегмент рынка заполняется крупными сетями, которых представители исполнительной власти неоднократно называли более цивилизованным способом торговли.

Тут, впрочем, нужно отметить, что местный производитель у мелкой розницы тоже не пользуется особой популярностью.

А что касается цивилизованности, то все зависит от того, с какой стороны на проблему смотреть.

На том же Совете Любовь Паршина заметила, что многие воронежские производители жалуются, что не могут свободно повышать цены на свою продукцию, сталкиваются с «замораживанием» цены со стороны владельцев сетей.

А глава одной из крупнейших региональных торговых сетей Любовь Ишкова ей возразила:

- Мы делаем это, чтобы защитить покупателей от роста цен. Когда производитель приходит к нам, мы просим его предоставить нам график изменения цен на его продукцию, и стараемся от этого графика не отклоняться. Иначе бы многие заходили по конкурсу в сеть с минимальной ценой, а потом сразу бы заявляли о ее росте.

У руководителя предприятия по производству овощных консервов Алексея Скурихина был свой взгляд на эту цивилизацию. Он обвинил торговые сети в том, что те вынуждают поставщиков подгонять цены под якобы аналогичную продукцию, уже стоящую на прилавках:

 - Да, там порой написано «ГОСТ», но все знают, что «гостом» здесь и не пахнет. Покупателя сознательно вводят в заблуждение. А цена низкая, потому что непонятно из чего сделан продукт. Мы же свой качественный не можем так дешево продавать – он просто не окупится. У нас ощущение, что мы выступаем благотворителями для торговых сетей. Ведь как только им уменьшили размер бонуса, они тут же снизили закупочную цену нашей продукции.

Тут к месту заместитель председателя думского комитета по предпринимательству Оксана Ярковая привела отдельные результаты мониторинга наценок при реализации продукции. И если у производителей они составляют 7-8%, то у торговых сетей - от 15 до 70%.

При этом Ярковая, до получения депутатского мандата потрудившаяся в торговых сетях, заметила, что цель Совета – не «прессовать» крупных ритейлеров:

-  Мы лишь стремимся частично перераспределить объем получаемой от торговли прибыли в сторону производителей продуктов питания.

Со знанием дела она заметила, что «был период, когда торговые сети развивались в максимально комфортных условиях». Но теперь «пришло время сделать акцент на тех, кто, собственно, поставляет в них продукты и решает проблему обеспечения продовольственной безопасности».

В общем, замечание верное: местная власть кровно заинтересована в поддержке местного производителя. Как сказала нашему изданию Любовь Паршина, есть большая доля уверенности, что качество воронежской продукции выше, чем у иногородней. По ее словам, уверенность эта основана хотя бы на том основании, что местный товар не надо везти издалека: ведь в дороге многие качества продуктов теряются.

Но до тех пор, пока вопрос попадания товара на прилавки регулируется отношением владельцев торговых сетей к поставщикам, говорить о цивилизованности нашего рынка, а, стало быть, и качестве товара, не приходится. Какая ж это цивилизация, если притесняемые производители бояться жаловаться на притеснения из опасения, что им от этого будет еще хуже?

Как было сказано выше, «гостом» тут и не пахнет.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
А мне кажется, и не надо конкурировать с сетями. Надо просто создавать места торговли для местных производителей. Это могут быть и блошинные, и придомовые местечки. Лично я, стараюсь покупать не в сетях. Молоко - из бочки, зелень - у бабушки. Соления - сам готовлю. Т.е. - должны быть и сети, но и маленькие рыночки в шаговой доступности. Может это кому-то и не нравится, но мне - удобно.