Воронежская торговля начинает жить по новым законам, но эффективность их пока непонятна, заявил в пятницу, 19 августа на своей пресс-конференции глава воронежского управления ФАС Владимир Рохмистров.
«Торговый пакет» Яровой
В первую очередь спикер имел в виду поправки в федеральный закон «О торговле», которые вступили в силу с 15 июля этого года. Их тоже можно смело назвать «пакетом Яровой, поскольку в качестве авторов выступила группа депутатов и сенаторов во главе с неоднозначным депутатом Госдумы Ириной Яровой. Ирина Яровая назвала данные поправки «историческим решением», которым уходящий созыв нижней палаты будет гордиться.
Но пока твердо можно сказать одно- торговля, в первую очередь сетевики, не собираются ни гордиться, ни восторгаться очередной новеллой.
Теперь ритейлерам придется менять модель работы с поставщиками. В соответствии с поправками максимальный размер дополнительных платежей (бонусов) торговым сетям со стороны поставщиков снижен с 10% до 5% от цены закупленного товара. По новым правилам в вознаграждение сети будут включены услуги по логистике, обработке и продвижению товаров поставщика.
Кроме того, сроки оплаты товаров уменьшены до 8–40 дней вместо недавних 10–45, в зависимости от длительности хранения продукции. За нарушение Закона о торговле для юридических лиц предусмотрен штраф в размере 2–5 млн рублей. Поправки вводят штраф за повторное нарушение закона в размере 3–5 млн рублей.
С момента вступления новой нормы партнеры торговых сетей должны обнародовать в Интернете на своих сайтах информацию о качестве и безопасности всех поставляемых товаров.
К слову, попытки интернет-газеты «Время Воронежа» найти такую информацию на сайтах сетей, представленных в Воронеже, успехом не увенчались. Отсутствие такой информации формально считается нарушением. Но, как водится, в России всегда дают время на раскачку.
Торговлю – под колпак
Впрочем, Владимир Рохмистров не уверен, что такие жалобы будут и в дальнейшем.
- Совсем перестали жаловаться предприниматели на ритейлеров, - сказал спикер. - Устно, на словах претензии высказывают регулярно, а письменных заявлений нет. Конечно, новый закон принят в их пользу поставщиков, но какой будет бумеранг, мы не знаем.
Как поняли журналисты, под бумерангом глава антимонопольного ведомства имел в виду те хитрости, которые неизбежно изобретут продавцы, чтобы компенсировать свои убытки. И вряд ли это произойдет не за счет роста производительности труда, как могло бы быть в промышленности или в строительстве. Отрасль слишком специфична, некоторые процессы мало отличаются от процессов столетней давности. Но можно придумать ценовой маневр. Retail Group, в которую входят «Пятерочка» и «Перекресток», уже предлагает поставщикам продукции перейти на так называемую «чистую» закупочную цену, без учета бонусов. Подобные условия приведут к снижению прибыли поставщиков, однако позволят ритейлерам не повышать цены на полках и сохранить собственную прибыль.
- На прямые нарушения они не пойдут. Но что-нибудь придумают. Мы будем мониторить ситуацию, - пообещал главный антимнопольщик региона.
Цены «прогнулись» под ситуацию
Момент для реформ в торговле выбран, надо сказать удачно. Росстат за период с 9 по 15 августа 2016 года зафиксировал нулевую инфляцию – благодаря созревшим овощам упал общий индекс цен на продовольствие. Воронежские статистики, например, выявили двухпроцентное снижение цен на продукты.
Случилась и более удивительная вещь: полный штиль на топливном рынке. Несмотря на уборочную страду бензин- кажется впервые в новейшей истории!- даже не пытается дорожать. А к октябрю, как спрогнозировал Владимир Рохмистров, должна начаться полоса удешевления ГСМ: на рынке предложение уже существенно превышает спрос.
Немного социологии
Центр социального проектирования «Платформа» решил выяснить отношение россиян к изменениям в Законе о торговле, опросив с 5 по 10 июля 2016 года 1200 респондентов (федеральная выборка). В ходе исследования им было предложено высказать мнение о влиянии принятых поправок на цены на продукты и их качество.
Результаты показали, что большая часть респондентов скептически относится к эффективности принятых поправок. Так, 72% считают, что они не окажут заметного влияния на динамику цен. При этом 39% указывают на то, что цены зависят от других факторов, не связанных с законодательной сферой.
Кроме того, 65% опрошенных полагают, что поправки в Закон о торговле также не смогут повлиять на качество продукции. В позитивном влиянии изменений законодательства на динамику цен уверены всего 17% респондентов. Заметное улучшение качества произойдет по мнению 26%. При этом снижения цен и повышения качества ждут всего 10% опрошенных.
Автор: Лев Рыбкин
Комментарии