Воронеж: мир хижинам,
цена - дворцам

Воронеж: мир хижинам, цена - дворцам

Что сулит бизнесу и жителям региона «кадастровая революция»


 

Законопроект, о котором так долго говорили большевики, точнее, их наследники из КПРФ, внесен в Госдуму. Причем внесен  их  недавними оппонентами – правительством при  пропагандистской поддержке «Единой России».

Самое революционное положение законопроекта -  введение государственной монополии на кадастровую оценку по заказу властей регионов.

По сути, это один из  редчайших случаев деприватизации –  и не  одного предприятия,  а целого рынка

Эффект «волшебного пенделя»

Вот уже целое десятилетие  кадастровой оценкой земли в целях налогообложения  занимаются   по заказу региональных властей, частные  предприятия. А с 2015 года частному оценщику отданы на откуп оценки  всех объектов недвижимости, вплоть до самых захудалых дачных участков.

И в кадастре  одной  Воронежской области – более миллионов объектов недвижимости, и с каждым годом их число прирастает  на 50 -100 тысяч – в результате строительства,  инвентаризации, деления и прочего волшебства.

Реформа рынка кадастровой оценки (от нее зависят  налоги на имущество и на землю) обсуждается с августа 2015 г. Обсуждалась бы, может, и дальше, но Владимир Путин поддержал  реформаторов на своей недавней «прямой  линии» - и дело сразу сдвинулось . Вроде бы  не так уж категорично и энергично поддержал  - но  дело очень сильно ускорилось. Инициаторы даже  нашло «окно» в межпраздничных днях , чтобы запустить процесс в практическую стадию–  и  мало у кого есть сомнения, что проект примут.

Уже к  году президентских выборов  госоценщики надеются поправить  те перекосы ,что   при  коммерческом подходе уже привели к бардаку  и социальной напряженности в этой сфере. 

Назад, в будущее

 О  кадастровой реформе   не раз рассказывала за последние пару лет , в том числе в интервью для интернет-газеты «Время Воронежа» руководитель Росреестра  по воронежской области Елена Перегудова. И ключевое слово этой реформы – «налоги».  До 2016 года, как известно, налоги на  квартиры и строения начислялись  по их инвентаризационной, порой ничтожной  стоимости.   С 1 января нынешнего года  налог  будет начисляться по новому принципу - по кадастровой  стоимости, которая  может оказаться  в конкретных случаях в разы выше.

Уже сейчас  где-то капают рубли и копейки нового налога на собственников земли и недвижимости (а такой статус имеют около 90% жителей Воронежской области!).  Сколько  рублей и копеек накапает к  концу года, может, в принципе, узнать любой гражданин – на сайте Росреестра  эти сведения находятся  в открытом   доступе.  Но  мало кто  в россии думает о расходах послезавтращнего дня.  И это-то настораживает  чиновников   больше всего. Какой всплеск социальной напряженности мы получим,  когда в первом квартале 2017 года рядовые граждане  получат новые квитанции  о налоге на   землю, квартиры и дачи?  

Некоторые из  счетов, похоже,  окажутся в разы выше прошлогодних. Более того, они вырастут в условиях, когда в связи с кризисом цены на саму недвижимость неумолимо падают.

Если гражданин  увидит, что  его квартиру оценили в ту сумму, за которую ее сейчас не продашь он, конечно, сможет оспорить оценку. Но  это будет стоить немалых затрат времени и денег: независимая экспертиза в Воронеже стоит как минимум  десять тысяч рублей. 

Коммунисты – против национализации?

Депутат-коммунист  Константин Ашифин   ухитрился как  законодатель выступить против  закона о кадастре  дважды, на разных уровнях.. Один раз, будучи депутатом   областного парламента (прошлого,  пятого созыва),  другой раз, осенью прошлого года, – став депутатом  городской думы. Оба  раза обсуждение   имело  скандально - резонансный сценарий.

Региональный  закон о кадастровой оценке был принят с трудом,  только со второго раза – когда еще было такое! Против выступили коммунисты – и сумели вовлечь в протест даже ряд единороссов.  В гордуме  когда утверждали  ставки налога по-новому,  Константин Ашифин заявил: мол, наша фракция не будет голосовать по  этому  вопросу, так как сама  его  постановка антисоциальна и грозит  воронежцам потерей 100 миллионов рублей.

Но воронежским  оппонентам  не удалось остановить ход  всероссийской  бюрократической машины,  которую запустили с важнейшей целью – пополнения государственной казны. Причем  перспективой на десятилетия, если не на века -  на  территории самого  обширного   государства планеты.

А тут какие-то воронежские коммунисты…

- Ничего с прошло осени не изменилось. И не изменится  в связи  с национализацией рынка, - рассказал Константин Ашифин. – Оценщики  будут государственными, а оценки – все равно рыночными. 

- Коммунисты – и  не поддерживают национализацию?

- Поддержали бы, если бы  оценка  проходила в режиме реальной конкуренции. Но  никакого  конкурса новый закон не предусматривает – все  пройдет в режиме бюрократических процедур.

Справедливости нет! И быть не может

- На самом деле,  теоретически   у государственных  оценщиков больше возможностей – прямой доступ к различным базам  документов, спутниковой картографии  и т.п.  Но  кто будет заниматься этим?  Новым  учреждениям придется брать на работу   тех же людей, чьи ошибки   люди расхлебывают сейчас – рассказал  корреспонденту «Времени Воронежа» оценщик первой категории, член правления  СРО "АРМО" Андрей Северин. -  И не факт, что  на бюджетную зарплату  уйдут лучшие специалисты.

Андрей Северин  участвовал  в слушаниях по проекту нового закона о кадастровой оценке  - но не стал его однозначным противником. Хотя представляет  другие "классовые интересы» - интересы бизнеса.

- Вполне естественно, что государство  хочет вручную  регулировать   налоговую базу. Но кардинально  закон рынок не изменит.  В Воронежской области  последняя оценка земельных участков состоялась  более пяти лет назад  и потребовала от  региона порядка 30 миллионов бюджетных рублей. 30 миллионов за пять лет  - не та сумма, которая изменит картину мира для бизнеса. А вот другой рынок – рынок переоценки  кадастровой стоимости земли и недвижимости -  будет только расти. Потому что ничто не убережет  оценщиков - государственных ли, коммерческих ли -  от ошибок, когда миллион объектов надо оценить за месяц.

По данным Росреестра, в 2015 году было рассмотрено 22,4 тыс. споров о кадастровых оценках, а это почти вдвое больше, чем годом ранее.  Почти все недовольные – юридические лица.  Ошибки в  ходе судебных разбирательств вскрываются не  в 5-10% - порой в 5-10 раз!   Инициаторы нового закона полагают, что частные оценщики ни перед кем не несут ответственности, поэтому работу необходимо передать государственным компаниям.

Но так ли это?

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, дороги и мусорки

Наши эксперты,  полагают, что даже если  подходы со временем станут более детальными,   недовольных не станет меньше. Если, скажем, в коттеджном поселке один дом стоит у озера, а другой – у дороги и мусорной площадки, цена их может разниться вдвое. Но оценят их по среднему. В результате один  будет из них будет иметь все шансы  оспорить оценку  в суде или в комиссии при управлении Росреестра.

Если в 2014 году  было  подано всего два заявления на пересмотр кадастровой стоимости,  то в 2015-м – уже  172 заявления. А с начала 2016- го –уже более 40,  рассказали нам в региональном управлении Росреестра.

Но при этом лишь шесть  прошлогодних заявлений было удовлетворено комиссией, а 107- отклонено из-за несоответствия отчетов об оценке требованиям действующего законодательства.

Одно  положительное решение следует  занести в отдельную графу – оно слишком необычно. Это решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, занятого  парком «Танаис».  Мэрия просила об увеличении его  кадастровой стоимости. Участок в 21,1 га был первоначально оценен в  261,5 тысячу рублей, а стал стоить - 74,7 млн. рублей.

Эта история до сих пор не получила внятного объяснения ни с какой стороны.

Зато у  профессионалов есть другое интересное наблюдение:

- Если в Москве комиссия  при  Росреестре удовлетворяет 40%   ходатайств о переоценке кадастровой стоимостии , в регионах – 30-40%, то в Воронежской области – около нуля.  У нас отказывают напрочь, а, например, в Москве предлагают компромисс: заявитель хочет 70- процентного  снижения, ему предлагают 50 – и как правило, договариваются.  У нас такой ходатай  получает полный отказ и идет в суд, который удовлетворяет его иск полностью. В итоге  бюджет Москвы недосчитывается 20% налога, а бюджет Воронежа – 70%. 

Теперь о плюсах

В новом варианте поправок регионам придется менять оценку не только планово (каждые пять лет, но не чаще одного раза в три года), но и внепланово. Это будет возможно, если индекс цен на недвижимость упал на 30% со дня последней плановой оценки. Кадастровая стоимость при этом может быть только уменьшена.

Президент поручил, вдогонку законопроекту рассмотреть возможность увеличить не облагаемую налогом стоимость жилья для граждан: комната от 10 до 15 кв. м, квартира от 20 до 50 кв. м и загородный дом от 50 до 100 кв. м.

-  Можно прогнозировать, что   новые  госоценщиков   сохранят подходы  к имуществу юридических лиц и максимально смягчат акценты для частных владений, - предположил Андрей Северин. – Правда, воронежские  владельцы это не скоро заметят:   в регионе оценка прошла только что,  а переоценка  будет не ранее, чем через три года.

Многие  жители Воронежской области ни ужесточения, ни послабления не затронут.  В регионе  15 льготных категорий граждан, по-прежнему не будут платить налоги на имущество. В этой теме российское налоговое законодательство остается едва ли  не самым  социальным в мире.

Более того, депутаты конкретно в Воронеже освободили от налога  детей сирот, детей, оставшихся  без попечения родителей и одиноких матерей, которые воспитывают детей до 18 лет. Впрочем, на поверку, жест не такой уж широкий: выпадающие налоги составят всего 300 тыс рублей.

В целом же  ставки  налога на жилые помещения практически не  отличаться от  ставок  у соседей по Черноземью. Базовая ставка - 0,1%, которые применят к квартирам и домам стоимостью до 3 млн рублей – а таковых в Воронеже, по кадастру, - 85%.   Недвижимость от  3 до 5 млн рублей включительно   будет облагаться по  ставке 0,2%, свыше 5 млн рублей — 0,3%. Для гаражей, машиномест, хозяйственных построек проценты налогообложения те же, но  градация кадастровой стоимости начинается от 500 тысяч рублей.

Автор: Александр Саубанов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
А я не понимаю такого пристального внимания к имуществу неимущих. Предлагаю, пусть эти оценщики оценят имущество каждого гражданина России. После этого - объекты, стоимостью более 750 тыр, или несколько лимонов - пусть облагают налогами, в зависимости от их рыночной стоимости. Казалось бы, вопрос не стоит надкушенного яблока. Я думаю, так и надо сделать, если оценщики и приставы, и суды и власть - не хотят получить в морду. Они ориентируются на свои законы (придуманные), а я говорю за жизнь. Моя халупа, у чорта на куличках, может быть оценена в 100лимонов. Но кому она нужна, неликвидная. А для меня - это рай, в который я вложил все свои деньги и выращиваю курочек и вишни. И это подспорье помогает мне не загнуться с голоду. И вдруг - какие-то хрены с горы, начинают на меня наезжать - плати налоги, плати за крышу, плати за свои вишни. Похоже, у этих законодателей крыша поехала. Перепутали хрен с редькой, все рамсы попутали. Я вам уже тысячу раз говорил - берите деньги у богатых (через прогрессивный налог на доходы, через налоги на недвижимость, да вообще за то, что они живут на нашей земле). Я думаю, объяснил доходчиво. Если кто-то не понял? читайте историю, в том числе и Советскую..
И еще. Вчера, проходя по улице, увидел просящую милостыню бывшую гражданку СССР. Худющая, но опрятная, - я с ней поделился - дал бумажку в 50р. (другая была пятисотка). Я знаю, эти деньги ее не спасут. Но я также знаю, что я мог - я сделал. А то что нынешние дармоеды пытаются залезть в мой карман без моего ведома - это стремно. Я отдам свои деньги неимущим, я отдам свои деньги нуждающимся (по телеку часто говорят о них) - но , дармоедам, прикрывающихся законом о налогах - я скажу - нах. Я бедный, и буду помогать бедным. А вам, помоечные коты - я покажу жопу. Не выросла еще у вас едрилка, что бы меня едрочить. И об этом я скажу на осенних выборах в дурдуму. Я буду голосовать за КПРФ. Она, если победит, ваши едрочки умерит.