В воронежских троллейбусах завелись «электронные паразиты»

В воронежских троллейбусах завелись «электронные паразиты»

Тарифы на проезд власти не повысили, а безналичную оплату внедрили


 

1 марта на двух троллейбусных маршрутах Воронежа запущена система безналичной оплаты проезда. Всего на двух маршрутах– №7 и №8. Но уже не в тестовом, а в пилотном, считай – в рабочем режиме. До конца года платежная система должна быть введена во всех троллейбусах и автобусах, обслуживаемых "Воронежпассажиртрансом" – то есть, в каждой пятой подвижной единице. Далее – везде.

Неужели реформа,  о которой весь прошлый год говорили стратеги воронежского транспорта, свершилась?

Чужие ошибки

В самый канун весны руководители МКП «Воронежпассажиртранс» демонстрировали журналистам чудо новых технологий, и коллеги дружно отметили уникальность проекта.

На самом деле сегодня  внедряют «безмонетные» технологии по всей стране. В Курске, например, первая попытка была отмечена в  2011 году, вторая - в 2015-м, и продолжается она по сей день.  

В Орле система заработала с августа прошлого года.

В Липецке с 2010 года эмитируют собственные муниципальные транспортные карты, и они пользуются  популярностью: днем с их помощью на проезде можно сэкономить три рубля, а вечером – все шесть. Значит, карты  имеют  серьезный экономический потенциал.  А в 2017-м, обещают тамошние власти, заработает уже система нового поколения.

Осторожные тамбовчане решили сначала поэкспериментировать на районном центре: система тестируется в Котовске.

В Белгороде идут по воронежскому  пути и дышат нам прямо в затылок: обещают запустить терминалы  с 15 марта.

И, к слову, белгородцы – единственные, кто внедряет систему с оплатой не транспортной, а банковской  картой. В Воронеже вроде бы можно, помимо Mastercard, Visa и Мир использовать и другие средства бесконтактной оплаты -  телефоны, «умные часы» и  т.п. Поскольку  не нужно ни вводить пин-код, ни соединяться с интернетом, операция  происходит в считанные секунды. Пассажиру наградой за смелость послужат два рубля экономии: стоимость проезда при оплате картой составит не 15, а 13 рублей.

Непроездные проекты

Все черноземные проекты  объединяет одно – ни один из них не пошел сразу.   Где-то не нашлось денег, где- то всплыли технологические недоработки , где-то не хватило организованности и  политической воли.

В Воронеже идея прошла несколько этапов. С 2010 года ее шумно обсуждали. В 2013-м  в Правилах пассажирских перевозок даже появился пункт, предусматривающий безналичный расчет в маршрутках. Потенциальные участники рынка даже пытались делить шкуру неубитого медведя: кому заниматься программным обеспечением, кому собирать деньги и т.п. 

Но когда на поле появился Сбербанк, прочие игроки быстро отсеялись. Сбербанк стал единственным участником торгов по разработке системы безнал-оплаты. Согласно сайту госзакупок, организация предоставила муниципальному «Пассажиртрансу»  интеллектуальных  услуг  на 94,4 тыс. рублей.

Но явно не ради  этих копеек финансисты осваивают наш многострадальный транспорт. Сбер оговорил себе  2,5% от суммы каждой транзакции. Что, например, существенно больше 1-1,5-процентных комиссий при оплате услуг ЖКХ.

Депутат гордумы, заместитель председателя  профильной комиссии Дмитрий Крутских быстро подсчитал, что перевозчики на каждом «электронном билете» будут терять  по 30-40 копеек выручки.

Выжить в мутной воде

А председатель транспортной комиссиии гордумы  Олег Черкасов напомнил интернет-газете «Время Воронежа»,  что вот уже год, как   воронежские  перевозчики ожидают  повышения тарифов на проезд в городском транспорте. По расчетам профессионального сообщества, себестоимость проезда  уже сейчас достигает 23 рублей. Ну, 23 не 23, а 17 рублей им обещали и прошлой весной, и минувшим летом,  а осенью, по завершении выборов, - обещали железно.

К зиме перевозчики стали поговаривать: «Однако теперь уже маловато будет».  

Недовольство ситуацией в профессиональной среде, по наблюдению наших источников в транспортном сообществе, быстро нарастает: власти тарифы не повысили, а «электронных паразитов» в салоны уже начали ставить. Сегодня  мелкие перевозчики могут выжить, лишь имея дело  с непрозрачными денежными потоками, когда не надо делиться ни с банком, ни с государством. А внедрить такую систему – значит оказаться под колпаком у налоговиков, чиновников и хозяев маршрута.

Что-то нам подсказывает, что саботаж будет жестким. И вымученное начинание может снова не устоять перед катком человеческого фактора.

Автор: Александр Саубанов

13:28 01.03.2017

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.