В воронежских троллейбусах завелись «электронные паразиты»

В воронежских троллейбусах завелись «электронные паразиты»

Тарифы на проезд власти не повысили, а безналичную оплату внедрили


 

1 марта на двух троллейбусных маршрутах Воронежа запущена система безналичной оплаты проезда. Всего на двух маршрутах– №7 и №8. Но уже не в тестовом, а в пилотном, считай – в рабочем режиме. До конца года платежная система должна быть введена во всех троллейбусах и автобусах, обслуживаемых "Воронежпассажиртрансом" – то есть, в каждой пятой подвижной единице. Далее – везде.

Неужели реформа,  о которой весь прошлый год говорили стратеги воронежского транспорта, свершилась?

Чужие ошибки

В самый канун весны руководители МКП «Воронежпассажиртранс» демонстрировали журналистам чудо новых технологий, и коллеги дружно отметили уникальность проекта.

На самом деле сегодня  внедряют «безмонетные» технологии по всей стране. В Курске, например, первая попытка была отмечена в  2011 году, вторая - в 2015-м, и продолжается она по сей день.  

В Орле система заработала с августа прошлого года.

В Липецке с 2010 года эмитируют собственные муниципальные транспортные карты, и они пользуются  популярностью: днем с их помощью на проезде можно сэкономить три рубля, а вечером – все шесть. Значит, карты  имеют  серьезный экономический потенциал.  А в 2017-м, обещают тамошние власти, заработает уже система нового поколения.

Осторожные тамбовчане решили сначала поэкспериментировать на районном центре: система тестируется в Котовске.

В Белгороде идут по воронежскому  пути и дышат нам прямо в затылок: обещают запустить терминалы  с 15 марта.

И, к слову, белгородцы – единственные, кто внедряет систему с оплатой не транспортной, а банковской  картой. В Воронеже вроде бы можно, помимо Mastercard, Visa и Мир использовать и другие средства бесконтактной оплаты -  телефоны, «умные часы» и  т.п. Поскольку  не нужно ни вводить пин-код, ни соединяться с интернетом, операция  происходит в считанные секунды. Пассажиру наградой за смелость послужат два рубля экономии: стоимость проезда при оплате картой составит не 15, а 13 рублей.

Непроездные проекты

Все черноземные проекты  объединяет одно – ни один из них не пошел сразу.   Где-то не нашлось денег, где- то всплыли технологические недоработки , где-то не хватило организованности и  политической воли.

В Воронеже идея прошла несколько этапов. С 2010 года ее шумно обсуждали. В 2013-м  в Правилах пассажирских перевозок даже появился пункт, предусматривающий безналичный расчет в маршрутках. Потенциальные участники рынка даже пытались делить шкуру неубитого медведя: кому заниматься программным обеспечением, кому собирать деньги и т.п. 

Но когда на поле появился Сбербанк, прочие игроки быстро отсеялись. Сбербанк стал единственным участником торгов по разработке системы безнал-оплаты. Согласно сайту госзакупок, организация предоставила муниципальному «Пассажиртрансу»  интеллектуальных  услуг  на 94,4 тыс. рублей.

Но явно не ради  этих копеек финансисты осваивают наш многострадальный транспорт. Сбер оговорил себе  2,5% от суммы каждой транзакции. Что, например, существенно больше 1-1,5-процентных комиссий при оплате услуг ЖКХ.

Депутат гордумы, заместитель председателя  профильной комиссии Дмитрий Крутских быстро подсчитал, что перевозчики на каждом «электронном билете» будут терять  по 30-40 копеек выручки.

Выжить в мутной воде

А председатель транспортной комиссиии гордумы  Олег Черкасов напомнил интернет-газете «Время Воронежа»,  что вот уже год, как   воронежские  перевозчики ожидают  повышения тарифов на проезд в городском транспорте. По расчетам профессионального сообщества, себестоимость проезда  уже сейчас достигает 23 рублей. Ну, 23 не 23, а 17 рублей им обещали и прошлой весной, и минувшим летом,  а осенью, по завершении выборов, - обещали железно.

К зиме перевозчики стали поговаривать: «Однако теперь уже маловато будет».  

Недовольство ситуацией в профессиональной среде, по наблюдению наших источников в транспортном сообществе, быстро нарастает: власти тарифы не повысили, а «электронных паразитов» в салоны уже начали ставить. Сегодня  мелкие перевозчики могут выжить, лишь имея дело  с непрозрачными денежными потоками, когда не надо делиться ни с банком, ни с государством. А внедрить такую систему – значит оказаться под колпаком у налоговиков, чиновников и хозяев маршрута.

Что-то нам подсказывает, что саботаж будет жестким. И вымученное начинание может снова не устоять перед катком человеческого фактора.

Автор: Александр Саубанов

13:28 01.03.2017