1 марта на двух троллейбусных маршрутах Воронежа запущена система безналичной оплаты проезда. Всего на двух маршрутах– №7 и №8. Но уже не в тестовом, а в пилотном, считай – в рабочем режиме. До конца года платежная система должна быть введена во всех троллейбусах и автобусах, обслуживаемых "Воронежпассажиртрансом" – то есть, в каждой пятой подвижной единице. Далее – везде.
Неужели реформа, о которой весь прошлый год говорили стратеги воронежского транспорта, свершилась?
Чужие ошибки
В самый канун весны руководители МКП «Воронежпассажиртранс» демонстрировали журналистам чудо новых технологий, и коллеги дружно отметили уникальность проекта.
На самом деле сегодня внедряют «безмонетные» технологии по всей стране. В Курске, например, первая попытка была отмечена в 2011 году, вторая - в 2015-м, и продолжается она по сей день.
В Орле система заработала с августа прошлого года.
В Липецке с 2010 года эмитируют собственные муниципальные транспортные карты, и они пользуются популярностью: днем с их помощью на проезде можно сэкономить три рубля, а вечером – все шесть. Значит, карты имеют серьезный экономический потенциал. А в 2017-м, обещают тамошние власти, заработает уже система нового поколения.
Осторожные тамбовчане решили сначала поэкспериментировать на районном центре: система тестируется в Котовске.
В Белгороде идут по воронежскому пути и дышат нам прямо в затылок: обещают запустить терминалы с 15 марта.
И, к слову, белгородцы – единственные, кто внедряет систему с оплатой не транспортной, а банковской картой. В Воронеже вроде бы можно, помимо Mastercard, Visa и Мир использовать и другие средства бесконтактной оплаты - телефоны, «умные часы» и т.п. Поскольку не нужно ни вводить пин-код, ни соединяться с интернетом, операция происходит в считанные секунды. Пассажиру наградой за смелость послужат два рубля экономии: стоимость проезда при оплате картой составит не 15, а 13 рублей.
Непроездные проекты
Все черноземные проекты объединяет одно – ни один из них не пошел сразу. Где-то не нашлось денег, где- то всплыли технологические недоработки , где-то не хватило организованности и политической воли.
В Воронеже идея прошла несколько этапов. С 2010 года ее шумно обсуждали. В 2013-м в Правилах пассажирских перевозок даже появился пункт, предусматривающий безналичный расчет в маршрутках. Потенциальные участники рынка даже пытались делить шкуру неубитого медведя: кому заниматься программным обеспечением, кому собирать деньги и т.п.
Но когда на поле появился Сбербанк, прочие игроки быстро отсеялись. Сбербанк стал единственным участником торгов по разработке системы безнал-оплаты. Согласно сайту госзакупок, организация предоставила муниципальному «Пассажиртрансу» интеллектуальных услуг на 94,4 тыс. рублей.
Но явно не ради этих копеек финансисты осваивают наш многострадальный транспорт. Сбер оговорил себе 2,5% от суммы каждой транзакции. Что, например, существенно больше 1-1,5-процентных комиссий при оплате услуг ЖКХ.
Депутат гордумы, заместитель председателя профильной комиссии Дмитрий Крутских быстро подсчитал, что перевозчики на каждом «электронном билете» будут терять по 30-40 копеек выручки.
Выжить в мутной воде
А председатель транспортной комиссиии гордумы Олег Черкасов напомнил интернет-газете «Время Воронежа», что вот уже год, как воронежские перевозчики ожидают повышения тарифов на проезд в городском транспорте. По расчетам профессионального сообщества, себестоимость проезда уже сейчас достигает 23 рублей. Ну, 23 не 23, а 17 рублей им обещали и прошлой весной, и минувшим летом, а осенью, по завершении выборов, - обещали железно.
К зиме перевозчики стали поговаривать: «Однако теперь уже маловато будет».
Недовольство ситуацией в профессиональной среде, по наблюдению наших источников в транспортном сообществе, быстро нарастает: власти тарифы не повысили, а «электронных паразитов» в салоны уже начали ставить. Сегодня мелкие перевозчики могут выжить, лишь имея дело с непрозрачными денежными потоками, когда не надо делиться ни с банком, ни с государством. А внедрить такую систему – значит оказаться под колпаком у налоговиков, чиновников и хозяев маршрута.
Что-то нам подсказывает, что саботаж будет жестким. И вымученное начинание может снова не устоять перед катком человеческого фактора.
Автор: Александр Саубанов