В канун Дня города в Воронеже случился ряд событий, которые требуют осмысления. Во-первых, группа граждан вышла с инициативой переименовать улицу Волгоградскую в Сталинградскую (а заодно и улицу Каляева – в Петропавловскую). Во-вторых, губернатор и мэр наградили медалью и почетным знаком бывшего губернатора и мэра Александра Ковалева. В-третьих, еще одного бывшего мэра и губернатора – Александра Цапина – не без участия руководителей откровенно «прокатили» с присвоением звания «Почетный гражданин Воронежа».
Строго говоря, расстраиваться Цапину совершенно не из-за чего. С 2002 года, когда действующий мэр Александр Ковалев продавил через думу вопрос о том, чтобы это звание присвоили ему, с «Почетным гражданином Воронежа» можно уже не церемониться, присуждать кому угодно, поскольку ценность признания была утрачена. И, кстати сказать, с тех пор звание присуждали многим персонажам, чья деятельность на благо Воронежа может считаться, по меньшей мере, спорной.
Тогда Ковалев, думается, рассматривал это звание как подарок к своему 60-летию. Нынче, чествуя его с 75-летием, глава области Алексей Гордеев наградил Ковалева медалью «За труды во благо земли Воронежской» – за большой личный вклад в социально-экономическое развитие области. А глава города Александр Гусев – памятным знаком «Воронеж – город воинской славы», как человека, «внесшего неоценимый вклад в повышение авторитета городского округа город Воронеж».
Личный вклад Александра Ковалева в социально-экономическое развитие области выразился в том, что он регулярно пытался запретить местным сельхозпроизводителям вывозить товары из области и обложил их данью, потребовав вносить 3% от каждой сделки на счет созданной им корпорации. Губернаторство Ковалева закончилось в сентябре 1996 года, под крики митингующих на площади Ленина: «Ковалев, убирайся!» и битье стекол на первом этаже администрации области.
Президент Борис Ельцин уволил его с поста главы области и назначил на это место Александра Цапина. Через несколько месяцев Цапин проиграл губернаторские выборы коммунисту Ивану Шабанову (что свидетельствует о честности проходящих выборов), и вернулся на пост главы города.
Второй заход Ковалева в воронежские начальники был еще печальнее. Он-то намеревался баллотироваться в губернаторы, но в 2000 году в государстве появился тренд на работников госбезопасности, и Александру Ковалеву ничего не оставалось, как двинуть в градоначальники. В этом кресле он как раз сменил Александра Цапина, победив на всенародных выборах.
Но оказалось, что должность главы города Воронежа никакого отношения к веселой политике не имеет, зато имеет отношение к скучному жилищно-коммунальному хозяйству. Оказалось, что глава города мало что может вершить по своему хотению, а вынужден действовать в обстоятельствах неодолимой силы. Главное из этих обстоятельств – отсутствие денег в распоряжении муниципалитета. А нет денег – нет и власти.
Это огорчительное обстоятельство сильно сказалось на поведении Ковалева. Именно в ту пору в Воронеже был изобретен удивительный способ борьбы с оппонентами градоначальника: под окнами неприятных ему организаций и средств массовой информации по ночам вдруг стали опорожняться ассенизаторские машины.
Пожалуй, это можно считать неоценимым вкладом в повышение авторитета, как сказано в решении нынешнего мэра о награждении Ковалева.
Присуждение самому себе звания «Почетного гражданина» - тоже, конечно, свидетельствует о большом авторитете.
Весной следующего, 2003 года, Ковалев, находясь в отчаянии от состояния ЖКХ, своим решением повысил квартплату в четыре с лишним раза. И двадцать с лишним тысяч воронежцев опять вышли на площадь Ленина с лозунгами про воровство власти и требованиями отставок. В тот апрельский день его судьба была решена. Несколько решительных шагов со стороны УФСБ и областного руководства привели к тому, что в начале ноября «Почетный гражданин» досрочно сложил свои полномочия.
А теперь, значит, его чествуют, награждают, губернатор даже обсуждает с ним «вопросы руководства регионом».
Разумеется, Алексею Гордееву невдомек, как руководил регионом и городом Александр Ковалев, но Александр-то Гусев все эти годы в Воронеже жил и работал, и видел этот стиль управления – нетерпимый, часто хамский.
Вот Александр Цапин – да, другой человек, мягкий. Его можно вычеркнуть из списка рекомендуемых к награде, и он не покажет своей обиды, стерпит.
И все-таки хотелось бы, чтобы соблюдалась хоть какая-то точность в описании событий прошлых лет, тем более, что речь идет о делах, не так далеко от нас отстоящих.
Еще раз: при мэре Ковалеве в Воронеже улицы поливали дерьмом, а его награждают за личный и неоценимый вклад.
Что ж, такой подход вполне укладывается в логику тех, кто предложил переименовать улицу Волгоградскую в Сталинградскую. Инициаторы объясняют, что имеют в виду вовсе не человека по кличке Сталин, а Сталинградскую битву, но это все лукавство: тогда бы предложили дать улице имя Героев Сталинградской битвы, тем более похожие названия улиц в Воронеже есть.
Так что эта инициатива не про Сталинградскую битву, а про Сталина, родного и любимого. Ну, зуд у нас по тиранам, что поделаешь: укусили так, что чешется до сих пор.
Занятно, что одновременно предлагается лишить улицу Каляева этого имени на том основании, что Иван Каляев был террорист. А кем был до 1917 года Джугашвили, как не террористом и разбойником?
Да, Сталин сейчас популярен. Помнится, что он был популярен и в конце 1970 – начале 1980-х в благословенную, как теперь считается, брежневскую эпоху. Свидетельствовало это о слабости власти, о том, что часть публики жаждет сильной руки (хотя, конечно, голова важнее руки).
Сегодняшняя популярность Сталина – неприятный симптом для нынешней верховной власти.
Но это тема для другого разговора. А мы вели речь об уважении к прошлому. Из которого, в сущности, вырастает уважение к самим себе.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
Лидия Георгиевна
Петр