«Рассылать SMS-рекламу абонентам можно только с их согласия»

Борьбу с нарушениями, которые допускают операторы связи Воронежской области, обсудили на консультационном совете в Роспотребнадзоре

В чём кроется причина низкого уровня прозрачности услуг, которые операторы связи предоставляют в нашем регионе, попытались на днях разобраться участники консультационного совета. В дискуссии приняли участие и.о. руководителя областного управления Роспотребнадзора Игорь Механтьев, главный врач «Центра гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» Юрий Степкин, руководитель антимонопольной службы Владимир Рохмистров, представители операторов связи и общественники.

Специалисты Роспотребнадзора озвучили, что за период 2010-2012 годов к ним поступило 237 обращений от недовольных абонентов. Компании-нарушители в итоге оштрафовали на 118 тысяч рублей.

Выяснилось, что обращения абонентов в суды сдерживают сроки рассмотрения претензий – компаниям дается на это ни много ни мало 60 дней. Тяготят потребителей и чрезмерные требования к документам. Зачастую операторы для рассмотрения претензии требуют, например, копию договора об оказании услуг. Их хранят, как мы понимаем, далеко не все.

Специалисты уверены: операторы связи нарушают право людей на получение информации об услугах.

- Оператор не менее чем за десять дней до введения новых тарифов через средства массовой информации извещает абонентов. А это противоречит положениям закона «О защите прав потребителей», - подчёркивают в Роспотребнадзоре. – По нашему мнению, СМИ не могут служить средством достижения цели в соблюдении права потребителя на своевременное получение информации об услуге.

Ещё одно нарушение, на которое акцентируют внимание специалисты, - предоставление за плату детализации счёта. В этом случае оператор не обеспечивает право человека на информацию об объёме предоставленных ему услуг и сумм по каждому виду связи.

Особое внимание в Роспотребнадзоре обратили на право оператора в одностороннем порядке менять тарифы и принципы тарификации. Сейчас компании уведомляют абонентов об этом за 10-15 дней, и делают это через свой сайт или SMS-рассылкой. И если клиент письменно от нововведений не отказался, считается, что он с ними согласен.

- При изменении договора должно быть заключено новое соглашение в письменной форме, - уверены в Роспотребнадзоре.

Ещё одна проблема – навязывание дополнительных услуг. Например, «Гудок». Его суть в том, что звонящий человек вместо гудков слышит мелодию, которая стоит по умолчанию (например, гимн оператора связи. – Ред.) или что выбрал абонент. При подключении к сети услуга активируется бесплатно. Первый месяц «удовольствие» не стоит ничего, а затем за него начинают списывать деньги. Для отключения услуги нужно звонить в абонслужбу или идти в офис оператора. Зачастую люди и не догадываются о том, что «Гудок» у них подключён, а деньги всё это время списываются – как правило, несколько десятков рублей в месяц. Те, кто активно пользуется телефоном, этого могут и не заметить.

Специалисты Роспотребнадзора здесь видят сразу два нарушения. Во-первых, услугу оказывают без возможности ознакомления с условиями её предоставления, а, во-вторых, молчание абонента никак не может быть приравнено к её принятию.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«Недопустимо рассылать SMS-рекламу без согласия абонента»

На обилие SMS-спама, который приходит на мобильники воронежцев, указал руководитель управления Федеральной антимонопольной службы России по Воронежской области Владимир Рохмистров.

- По закону, абонент обязан быть уведомлён о порядке рассылки рекламной информации через средства связи. Поэтому мы запрашиваем у оператора, заключил ли клиент договор на получение рекламы по SMS и каков порядок прекращения этой рассылки, - пояснил Владимир Васильевич. – Компании ссылаются на закон «О связи», по которому они могут предоставлять информацию о номерах и лицах только органам, занимающимся оперативно-розыскной деятельностью. В центральном аппарате этот этап уже прошли, нескольких операторов наказали.

Владимир Рохмистров попросил воронежцев внимательно посмотреть договор с оператором. Особенно ту часть, где идёт речь о распространении рекламы. И разбираться, если есть нарушения.

- Также я хотел бы обратиться к операторам сотовой связи. Предлагаю им в течение месяца, может быть чуть больше, заключить договор о соблюдении правил и обычаев делового оборота. Это, кстати, предусмотрено законом «О защите прав потребителей», - сообщил руководитель регионального УФАС. -  Нам пояснили, что технически возможно установить фильтры, которые отсекают SMS-рекламу. Эту информацию нужно доводить до абонентов.

Как отмечает Владимир Рохмистров, за рубежом с SMS-спамом сталкиваются крайне редко. Бизнес понимает, что без согласия абонента такое делать нельзя.

КОММЕНТАРИЙ ОПЕРАТОРА

«Рассылкой SMS-спама занимаются контент-провайдеры»

К сожалению, операторы «большой тройки» («Билайн», «МТС», «Мегафон». – Ред.) на встречу не пришли. «Отдуваться» за коллег пришлось представителям Tele2.

- Я не могу сказать, что все озвученные проблемы касаются именно нас. Хотя, несомненно, у каждой компании есть какие-то недоработки и разногласия с абонентами, - сообщили представители абонентской службы компании. - Мы реагируем очень быстро – большинство звонков принимаем в течение 40 секунд. Если вопрос по телефону решить невозможно, работаем с абонентом в индивидуальном порядке.

Из озвученных проблем нас касаются вопросы SMS-рассылки. Тут ответ один: рассылки с коротких номеров к нам отношения не имеют, этим занимаются контент-провайдеры. Технически бороться с ними мы не можем, так не знаем, какого плана информацию они рассылают и что это за номера.

Мы рассылаем SMSтолько в том случае, если было согласие абонента. Оно фиксируется в регистрационной форме при оформлении договора на обслуживание. «Галочки» эти контролируем.

ЗНАЙ!

Какие нарушения выявили специалисты регионального Роспотребнадзора:

- «ЭР-Телеком Холдинг» - в договоре на предоставление услуг связи не указана информация о дате заключения договора и об адресе установки оборудования.

- «Мегафон» - в договоре не предоставляется информация о месте заключения договора, о реквизитах выданной оператору лицензии.

- «Центр Телеком» - при обращении потребителя в справочную службу оператора связи не была предоставлена бесплатная информация о тарифах на услуги телефонной связи. Неправомерное выставление в квитанции оплаты за не оказанные услуги.

Не пропустите самые горячие новости, подписывайтесь на обновления от Интернет-газеты «Время Воронежа» в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.