«Время Воронежа» обратило внимание, что на фоне конфликтных обсуждений генплана в облцентре актуализировалась тема политического веса двух игроков этой «битвы». А именно, мэра Вадима Кстенина и председателя городской думы Владимира Ходырева. Кто сейчас проявляет себя как более сильный политик, есть ли между ними противостояние и «за кем останется Воронеж», редакция спросила у экспертов.
Переизбрание в этом году Владимира Ходырева на пост спикера гордумы Воронежа прошло неожиданно даже для московского руководства «Единой России». Несмотря на «столичные планы», в ситуацию вмешался губернатор Александр Гусев и рекомендовал партийцам, а потом и избранным депутатам голосовать за старожила воронежской политики Владимира Ходырева. В публичном поле это еще более утвердило его как политика-тяжеловеса. По мнению отдельных экспертов, он представляет интересы строительного клана, в политике как рыба в воде и переиграет любого на территории своих полномочий.
Политика же для Вадима Кстенина, как он сам говорил после года на посту мэра, стала для него неожиданным бременем. «Я искренне полагал, что я могу работать исключительно как хозяйственник в городе. <…> Но через короткий промежуток времени для меня было неожиданностью, что я при этом всем вынужден активно еще заниматься политической жизнью. Это то, чем я не люблю заниматься», - рассказывал Вадим Кстенин.
Прошел еще один год на посту мэра, и время кинуло Вадиму Кстенину серьезный политический вызов. Обсуждение генплана особенно обнажило отдельные качества двух управленцев Воронежа.
Галина Кудрявцева, экс-депутат гордумы:
– Исполнительная и законодательная ветви власти в Воронеже – это единый механизм. Неужели вы думаете, что у нас ветви власти действительно в состоянии бороться друг с другом? У нас ветви власти не отдельно растут, они сплетены в очень жесткий узел. Если что-то происходит, то это все показуха самая настоящая.
В речи «аксакала» воронежской политики не обошлось без мнения о генплане и переделе полномочий в ветвях власти. По словам Галины Кудрявцевой, когда мэром Воронежа являлся Борис Скрынников, прокуратура города внесла протест в мэрию. По итогам приняли решение: без согласования с гордумой никаких выделений земельных участков под строительство недопустимо. И эта мера привела к торгам за землю между заинтересованными депутатами и чиновниками.
По мнению Галины Кудрявцевой, городская дума стала привлекательным местом для строительного бизнеса именно в момент принятия предыдущего генерального плана в 2008 году.
Также она заявила, что документ генплана в Воронеже исполнять не будут.
− За неисполнение генплана еще ни с кого никогда не спросили. Это все выброшенные деньги, − добавила политик.
Дмитрий Орищенко, медиаэксперт:
- Воронеж – пока город строительных кланов, и Владимир Ходырев в этом смысле обладает сильным политическим влиянием. Итог обсуждений генплана покажет, сможет ли мэр отстоять интересы города. Вообще же Вадим Кстенин по «Рейтингу влиятельности» вырос за последние годы. Демонстрация публично его работы как эффективного хозяйственника – ценно, он не встревает ни в какие скандалы. Владимир Ходырев также начал набирать политический вес после ухода Алексея Гордеева.
Александр Баймурзаев, директор интернет-газеты «Время Воронежа»:
– Мэр и спикер, кто круче? Чисто юридически круче, конечно, председатель городской думы. Поскольку мэр у нас не всенародно избранный, а избирается на заседании гордумы.
Если возьмем такой критерий как «узнаваемость», то оба актора не входят в топ. Летом штаб одной из политических партий проводил социологический опрос по узнаваемости воронежских политиков. Мэр там был на 11 месте, а спикер гордумы и того ниже.
Если анализировать политическую обстановку, то тут оба актора публично демонстрируют нам консенсус и хорошее рабочее взаимодействие между двумя администрациями. Однако, если копнуть чуть глубже, то обнаружится: администрация города и мэр имеют перевес. Можем вспомнить хоть одну инициативу мэра или хоть одну персоналию, которая не прошла через недра гордумы? Или депутаты воспротивились воли мэра? Все происходит как-то тихо и подковерно, непублично.
Однако вспомним выборы в гордуму. Как говорят источники, мэр выставил единственного своего кандидата. Он был согласован со всеми политическими игроками, принимающими решения. Однако, по информации моих источников, именно по указанию из думы в управу района кандидата от мэра начали «сливать» в пользу другого кандидата. И вопрос: забудет ли это Вадим Юрьевич? Скорее всего, нет.
К тому же, на ослабление позиций спикера Владимира Ходырева играет новый состав гордумы. Не настолько она ему теперь подконтрольна, в том числе из-за присутствия Романа Жогова с его группой поддержки и усилившейся фракцией «Справедливой России».
Артем Рымарь, председатель совета реготделения «Справедливой России», депутат гордумы:
- Между председателем и Вадимом Кстениным нет никакого противостояния. Что касается политического веса, то Владимир Ходырев сейчас сильнее. Связано ли это с прошедшими выборами или с другими причинами в нашей региональной власти, говорить сложно.
Что касается самого проекта генплана, то дело не в каких-то абстрактных политических играх, а в некомпетентности составителей документа, добавил депутат. Так как генплан содержит много «ляпов», которых могло не быть, если бы его составляли профессиональные специалисты по градостроительству со знанием города.
Константин Квасов, общественник:
− Если рассматривать фигуры мэра и главы гордумы, то я полагаю, что выигрышнее глава города, потому что все ключи от открывания дверей у него. Да, в вопросе генплана принимает окончательный вариант дума. Но если дума примет недоработанный проект, который не отвечает интересам граждан, то это проблема думы. Но считаю, что дума может вернуть проект главе города, поставить перед ним необходимость о проведении дополнительных слушаний. Если это произойдет, то выигрышнее будет выглядеть Ходырев.
Вместе с тем, Константин Квасов напомнил, что мэра выбирает дума, и «управленческие вожжи» городом по факту находятся в руках городского заксобрания, а значит, строительного клана.
Собеседники «Времени Воронежа», пожелавшие остаться анонимными:
Один из экспертов констатировал, что вес Владимира Ходырева усилился после ухода экс-губернатора Алексея Гордеева. Тогда случилось ослабление власти в регионе, и уже не все важные решения принимаются одним лицом. «Мэр аполитичный, сконцентрирован на выполнении своих функций, с точки зрения своих компетенций, старается и в политику не лезет. Разница в политическом весе с Владимиром Ходыревым очень большая. Поэтому мэрия сейчас абсолютно подконтрольна думе», - считает собеседник «Времени Воронежа». Что касается заявления мэра об отсутствии у него любви к политике, эксперт считает его лукавством: «Видит око, да зуб неймет».
Другой собеседник также отметил, что даже подбором кадров в мэрию уже открыто занимается городская дума. Например, Юрий Бавыкин, который в настоящее время рассматривается на должность вице-мэра – «человек Ходырева», и проходит согласование по его протекции, считает эксперт.
Еще один источник издания назвал политической ошибкой мэра отсутствие своих людей в городской думе, как было при Сергее Колиухе, когда дума была «промэрская».
– Почему мэр не присутствует в политическом поле и не попытался ввести несколько своих людей в гордуму, например? Они же будут выбирать нового мэра Воронежа. Боится? Но тогда его и сложно назвать «хозяином» города. При этом Владимир Ходырев – абсолютно самостоятельный игрок. И когда он не без труда, но уверенно в этом году возглавил думу, думаете, он так за должность цепляется? Нет, он мудрый политик и смотрит на перспективу. Нынешнему составу надо будет выбирать мэра, и Ходыреву не все равно, как это будет проходить в городе, где нет единого центра принятия решений и доминирующего политического актора. Есть кланы. И нет стержня, как было при Гордееве, вокруг которого все кланы могут принять решения, - резюмировал собеседник «Времени Воронежа».
Подготовили Ирина Овчарова, Василий Захаржевский
Комментарии