Падение в политико-управленческом блоке не отразилось на эффективности управления в Воронежской области

Падение в политико-управленческом блоке не отразилось на эффективности управления в Воронежской области

Регион прибавил четыре позиции в федеральном рейтинге

Эксперты зафиксировали улучшение эффективности управления в Воронежской области в 2022 году. Регион занял 14-ое место в рейтинге Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК). Воронежская область улучшила свои показатели по сравнению с 2021 годом на четыре пункта.

Тем не менее, суммарный индекс 2022 года хуже того, что показал регион в 2021 году. А итоговые показатели снизились сразу по двум компонентам: политико-управленческий и социальный блоки. Если по этим показателям в 2021 году регион занял 14-ое и 51-ое места соответственно, то в 2022 году по данным критериям Воронежская область расположилась на 17-ой и 64-ой строчках соответственно.

Из положительных моментов стоит отметить улучшение результатов в финансово-экономическом блоке. За год Воронежская область по этому показателю переместилась с 17-ой на 8-ую позицию. Этот прирост стал одним из самых заметных, наряду с рейтингом с Республикой Крым (+10) и Курганской областью (+9).

Среди регионов Черноземья наилучший результат у Белгородской области ‒ 6-ое место (-1). Следом идет Липецкая область ‒ 20-ая позиция (-4). Далее идут Курская, Тамбовская и Орловская области, которые занимают 35-ое (-4), 44-ое (-3) и 87-ое (-11) места соответственно.  Наилучший показатель продемонстрировала Москва, впервые за последние два года опередившая Тюменскую область. Третьим остался Ямало-Ненецкий АО.

Издание «Время Воронежа» опросило политологов, как они отреагировали на результаты рейтинга. Точки зрения на сложившуюся таблицу оказались разные. Но в целом, они оказались положительные, как и для области, так и для губернатора, но эксперты посоветовали относиться к данным с определенной долей скепсиса.


 

Владимир Инютин, политолог:

«Думаю, к рейтингу надо относиться достаточно сдержанно, солидным инфоповодом он выглядит лишь на фоне достаточно заметной «информационной засухи» в региональной политике. Результаты двояки - у подавляющего большинства субъектов, в том числе - Воронежской области, общие показатели рейтинга снизились, с другой - на общем фоне мы переместились на четыре ступени вверх. Понятно, что поддержание эффективности управления в непростых условиях прошлого года стало тяжелым испытанием для региональных элит. Достаточно вспомнить, что наряду с привычными задачами губернаторам приходилось решать задачи экономической, идеологической и фактически - частичной военной мобилизации (с сентября).

Наш регион «просел» по показателям социального блока и немного - политико-управленческого и поднялся - по общему месту (но не рейтинговым баллам) в финансово-экономическом блоке. Именно последний фактор и обеспечил общий прогресс в этом негласном соревновании регионов. Здесь базовыми показателями были улучшение инвестиционного климата и эффективность бюджетной политики. С точки зрения бюджета - он был дефицитным, но этот дефицит, по мнению представителей экономического блока регионального правительства, носил технический характер. Основные плановые параметры бюджета были достигнуты.

По данным на конец ноября прошлого года, в области начали реализацию инвестпроектов 13 компаний (на общую сумму 28,5 млрд руб.) - в основном в строительном, металлургическом, энергетическом комплексах, пищевой промышленности. Итоги рейтинга носят значимый характер не столько для всей Воронежской области, сколько для региональной власти, учитывая тесное взаимодействие Агентства политических и экономических коммуникаций с администрацией Президента (АП). Шансы на выдвижение Александра Гусева на новый губернаторский срок повышаются, хотя и не являются 100%-ми».


 

Роман Савенков, доцент кафедры социологии и политологии ВГУ, доктор политических наук

«Составители рейтинга фиксируют общее падение среднего балла эффективности и снижение средних показателей по всем измеряемым блокам. Причины всем известны. В прошлые годы региональные власти достаточно успешно преодолевали последствия пандемии. В 2022 году практически все региональные экономики столкнулись с санкционными ограничениями, общероссийским падением ВВП и двузначной инфляцией.

Несмотря на это, позиции Воронежской области улучшились в финансово-экономическом блоке: регион перешел в первую десятку. Воронежская область остается привлекательной для инвесторов. Усилиями «Агроэко» развивается мясопереработка (инвестиции – 15 млрд рублей), «ЭКО-культуры» - выращивание овощей (инвестиции – 15 млрд рублей), в декабре «Вайлдберриз» сообщил о планах вложить 11 млрд рублей.

Остаются стабильными позиции по политико-управленческому показателю (второй десяток). Регион перестал быть приграничным, однако близость СВО создает новые вызовы для региональных властей, вынуждает адаптировать предприятия к производству военной продукции. По мнению экспертов, региональные власти справляются. Негативную динамику в рамках социального блока можно объяснить несколькими шокирующими инцидентами в социальных учреждениях Воронежской области».


 

Владимир Слатинов, политолог, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Курского государственного университета, доктор политических наук

«Я хочу отметить, что, несмотря на серьезность и фундированность этого рейтинга, мы к любого рода рейтингованию должны относиться с известной степенью скепсиса, потому что любая попытка оценивать эффективность управления по определенному набору критериев страдает формальным подходом. Много зависит от того, какие критерии выбраны и каков инструментарий. Рейтинг АПЭК интересен тем, что он пытается построить симбиоз объективных показателей, например, экономического или социального развития с экспертными оценками, которые касаются, прежде всего, политико-управленческого блока. Тем не менее, даже несмотря на это интересное сочетание двух подходов, здесь есть эффект инструментария. Тот же самый политико-управленческий блок он базируется на показателях, которые построены вокруг моноцентрического подхода, связанного с прочностью действующей власти и поддержкой «Единой России».

Не случайно в рамках этого рейтинга на первом месте по политико-управленческому блоку выходит Чечня. Я думаю, что значительная часть населения Российской Федерации не хотела бы жить в той реальности, в которой пребывает Чеченская Республика. Рейтинг интересен, высвечивает некоторые аспекты региональной жизни. Он принимается к сведению АП, поскольку в нем много объективных статистических показателей, сочетающихся с экспертными оценками.

Воронежская область, надо отдать должное, занимает в этом рейтинге приличное место. Это 14-ая позиция в рамках интегрированного рейтинга. Причем, динамика позитивная, потому что в прежнем рейтинге была 18-ая позиция. Регион довольно прилично продвинулся вперед. Впереди из черноземных территорий только Белгородская область, вечный конкурент. Правда, у них динамика негативная, она опустилась на одну позицию. Понятно, что Белгородская область испытывает серьезные сложности, связанные близостью к зоне СВО. Если вернуться к Воронежской области, то в числе главных моментов – это хорошая общая динамика, при том, что СВО очень сильно повлияло на общую динамику регионального развития в негативную сторону, потому что базовые показатели по регионам имели тенденцию к снижению практически во всех сферах, особенно в социально-экономической и финансовой.

Надо отметить, что достаточно высокий рост у Воронежской области отмечается, вопреки общему тренду, в финансово-экономической сфере. Губернатор Александр Гусев не раз говорил, что, несмотря на объективные сложности, связанные с СВО, санкциями и негативной общенациональной экономической динамикой, 2022 год в финансовом смысле закончен неплохо, что выгодно ее оттеняет от соседей по Черноземью. Воронежская область в этом смысле оказалась более устойчивой, поскольку экономика более диверсифицированна, что косвенно показывает на верную стратегию команды Александра Гусева.

Что касаемо социальной сферы, то здесь есть негативный момент. Были определенные негативные новости по поводу состояния некоторых социальных учреждений в регионе, а социальные показатели в 2022 году оказались не такими, как планировались. Также есть негативная динамика в части политико-управленческой, но, как я понимаю, за ней стоят скандалы на выборах в городскую Думу. В рейтинге есть объективные данные, как рейтинг главы или показатели «Единой России» на последних выборах. Но есть такие позиции, как консолидированность элит, а мы понимаем, что эти скандалы вокруг города и Думы, вплоть до задержания руководителя фракции «Единая Россия» Романа Жогова, говорят о многом. Это не могло не быть незамеченным. Областная власть пыталась демонстративно эти вещи не замечать, но ясно, что это стало определенной проблемой политической, пусть и не фатальной, но заметной. Поэтому мы видим просадку с 14-ой позиции на 17-ую, но и она достаточно высокая по качеству политического управления.

В интерпретации АПЭК качество политико-административного управления, прежде всего, касается оценки стабильности властной конструкции и политического контроля. В этом отношении Воронежская область прочно удерживает позиции, уровень политического контроля высок, уровень электоральной управляемости – достаточно высок. Сложнее дело в областном центре с точки зрения общественных настроений и состояния элит. Но в целом регион выглядит относительно стабильно.

Учитывая, что в скором времени должна решиться судьба Александра Гусева, я думаю, что это рейтинг идет на пользу его команде, показывая, что ситуация в регионе контролируется, финансово-экономическое положение во время общенационального спада неплохое. Уровень политического контроля, несмотря на отдельные случаи на уровне областного центра, со стороны элит достаточно высок и их консолидация весьма прилична».


 

В исследовании принимали участие 177 экспертов. Оценка политико-управленческого блока складывалась из показателей общественной поддержки главы, консолидации элит, отношений с федеральным центром и эффективности работы бюрократического аппарата. Основными данными для социального блока является состояние здравоохранения, образования, межнациональных отношений и развития транспортной инфраструктуры и ЖКХ. Финансово-экономический блок складывается из эффективности экономического управления и бюджетной политики, а также улучшения инвестиционного климата.

Автор: Иван Борцов

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.