Как Воронеж превращается в гетто

Как Воронеж превращается в гетто

Более половины построенных в прошлом году квартир – однокомнатные


 

Воронежстат опубликовал данные о числе построенных в регионе квартир и их среднем размере. Эти показатели приведены в динамике, что позволяет судить не только о прошлом, но и о будущем города Воронежа.

Очевидно, что значительная часть жилищного строительства сосредоточена в областном центре, поэтому мы вправе говорить именно о воронежском положении вещей.

Итак, Воронежстат за точку отсчета берет 2000 год. Тогда в регионе было построено всего 7208 квартир. Смехотворное, по нынешним меркам, число: в 2016 году застройщики возвели 26924 квартиры – считай, небольшой город. Причем год от года количество новых квартир растет: в 2012 – 15581, в 2013 – 19411 и так далее.

Но при этом средний размер жилой площади имеет обратную тенденцию: с 78,4 кв. м в 2012 году до 62,4 кв. м в 2016-м.

При этом доля новых однокомнатных квартир в 2016 году впервые перевалила за половину и составила 52,5% от общего числа квартир. Характерно, что в далеком 2000 году удельный вес однокомнатных квартир составлял всего 15,2%, а с 2013 года наблюдается неуклонный рост их числа: 41,2% (2013), 44,3% (2014), 45,2% (2015).

А вот доля двух-трех-четырех и более комнатных квартир снижается.

Чем такую тенденцию объясняют специалисты. Вот что сказал интернет-газете «Время Воронежа» глава одной из риелторских компаний Алексей Гунькин:

- Все просто: большие квартиры не продаются. Их дорого содержать, а денег у населения все меньше. Кто сейчас выступает основным покупателем жилья? Молодежь, которая выбирает малогабаритные квартиры.

На одной и той же площади, говорит эксперт, застройщик может возвести и тысячу маленьких, и пятьсот больших квартир. Но он строит тысячу маленьких, потому что в данном случае его интерес совпадает с интересом покупателя.

Но ведь такой порядок приводит к созданию своего рода гетто.

- А кого это волнует, - говорит Алексей Гунькин. – Конечно, этот вопрос должен волновать все общество, и власть, в первую очередь. Она должна вкладываться в инфраструктурные проекты, следить за тем, чтобы не допускалось перенаселение, чтобы многоэтажки не стояли окно в окно. Но пока она этими вопросами не очень озабочена.

Напомним, что термин «гетто» по отношению к новым методам масштабной городской застройки первым употребил доцент Воронежского государственного университета, заместитель председателя регионального отделения партии «Яблоко» Виктор Хлебостроев. Произошло это на публичных слушаниях при обсуждении скандального проекта компании «Выбор» по застройке территории яблоневого сада. Виктор Хлебостроев был единственным участником слушаний, кто обратил внимание на то, что 70% планируемых в том жилом комплексе квартир являются однокомнатными, и сказал, что на месте сада собираются построить гетто.

Мы попросили доцента Хлебостроева прокомментировать тенденцию, отраженную наблюдениями Воронежстата.

- Это вполне ожидаемый эффект, - сказал Виктор Григорьевич, - так и должно было произойти.

Он напомнил, что бурный рост жилищного строительства начался в середине «нулевых» годов:

- Это ведь очень прибыльный бизнес. Во-первых, он не требует особой квалификации работников, поэтому в плане трудовых ресурсов затраты тут минимальные. Во-вторых, строительные технологии стали эффективными и доступными, и позволяют возводить дома очень быстро.

Да и покупали в ту пору воронежцы жилье охотно, даже по достаточно высокой цене – доходы это позволяли. Плюс к тому наблюдался значительный приток населения. В город по понятным причинам стремились люди из южных регионов страны и сельских районов области.

- Промышленности у нас, конечно, никакой почти не осталось, - говорит Виктор Хлебостроев, - но есть сфера услуг, которая не очень-то зависит от состояния экономики, и люди, которые приехали в город, нашли себе применение именно в этой сфере.

А застройщики, в свою очередь, по словам доцента Хлебостроева, сколотив в «нулевые» годы капитал, пошли во власть, получив мандаты депутатов всех уровней.

Но в последние годы внешнеполитическая ситуация изменилась, что самым печальным образом отразилось на отечественной экономике и, в первую очередь, на платежеспособности населения. Рынок жилья в Воронеже оказался перенасыщен.

Напомним, кстати, что вице-премьер областного правительства Виталий Шабалатов совсем недавно заявил, что 30% построенных квартир стоят нераспроданными.

А Виктор Хлебостроев напомнил еще один воронежский феномен:

- У нас ведь во многих случаях приобретение жилья является единственным способом вложения капитала. Поэтому зачастую мы видим, что многоэтажные дома стоят полупустыми. И это – тоже своего рода пирамида, мыльный пузырь, который лопнет.

Но почему же так увеличилось число маленьких однокомнатных квартир?

- Застройщики стремятся сохранить свои доходы за счет уменьшения площади, - считает Виктор Хлебостроев. – А однокомнатные квартиры худо-бедно, но раскупают.

Напомним, кстати, что по данным того же Воронежстата, миграционный приток в областной центр не спадает, и эта категория людей, без сомнения, будет покупать маленькие «однушки», в изобилие строящиеся на окраинах города.

Но они все равно не заполнят огромные кварталы, возведенные строительными компаниями по периметру областного центра. А с учетом того, что плотность этой застройки и отсутствие социальной инфраструктуры отпугивают от покупки жилья в новых микрорайонах более или менее состоятельных горожан, перед владельцами строительных компаний вполне может встать печальная перспектива потери доходов в привычных объемах.

Но не зря же они пришли во власть, напоминает Виктор Хлебостроев:

- Есть опасение, что Воронеж пойдет по пути Москвы. Скорее всего, на местном уровне будет принято решение расселить жителей из центра города под предлогом ветхости их домов на окраины, а центр отдать под элитное жилье для состоятельных горожан.

И тогда строительные компании решат все свои задачи. Во-первых, за казенный счет заполнятся их пустующие гетто на периферии. Во-вторых, они, наконец, смогут вдоволь строить многокомнатные квартиры в центре города и продавать их по любой цене, которую будут готовы заплатить представители высшего городского сословия, состоящего их чиновников и обладателей крупных капиталов.

Автор: Герман Полтаев

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Полностью согласен с автором статьи. Проводил соц. опрос в доме Одинцова 25А, Там процентов 10 людей кто прописан и живут, а остальные снимают жилье.
Об этом надо было давно говорить, но, к сожалению, у одних - при виде быстрых денег, у других - при быстрой возможности решения квартирных проблем теряется разум.
А зачем в качестве эксперта по жилищному строительству привлекается Хлебостроев? Он, кажется, информатику в школе вел. Щас не знаю что ведет. Но точно ни разу не строитель. Или если математику с информатикой освоил - то в строительстве и экономике по умолчанию разбираешься?
Обладатели крупных капиталов предпочитают загородные дома и квартиры в столице. А рядовых покупателей все меньше еще и потому что просто количество населения в стране уменьшается. И работать в Воронеже негде, разве что в торговых центрах... Развития нет. Жутко.
А может это умные дома по-японски? В Японии ведь минимализм преобладает!
Кто будет жить в этих квартирах и где работать??? Семьям в однокомнатных жить сложно, значит там будут жить либо в тесноте, либо одиночки, действительно - гетто. Вроде как из сел люди купят жилье - думают, вырвались в лучшую жизнь, а на самом деле попадут в ловушку. Такие квартиры ведь потом не продашь при таком низком спросе и постоянном строительстве. И главное - где эти люди будут работать, чем они будут заняты???
В гетто начали превращать страну в 90х годах. Тогда начали закрывать геол.экспедиции, рыб.заводы, лесничества и так далее в отдаленных территориях. Люди начали бежать в центр. Сейчас - Сибирь, практически свободна. Севера - практически свободны. Для кого освободили территорию? - не знаю. Но я четко знаю, то- что осваивали тучу лет - мы потеряли. И нынешние потуги правительства, в виде дальневосточного гектара - это анекдот. Вернуть былую мощь СССР в Сибири - это фантазия. Наравне с этим - в Свердловске - есть Ельцинцентр. Эту хату построили в честь главного разрушителя и предателя. Чем мне нравился этот сибирский орел, тем что он и с утра выпивал малиновский стакан виски. ВСЕ - других заслуг у него не было. И об этом в центре надо говорить. Пока он бухал, как сапожник - страна превратилась в гамно. И об этом все должны знать. А путин это утаивает, ибо благодаря этому бухарику - он у власти. И еще я знаю, на лжи, на неуважении к своему народу - государства не построишь. А нынешние - пытаются. Но для этого, надо сменить строй. И шагать ни с правой и ни с левой - а так как скажет главный коммунист, дядюшка ЗЮ. Все другие - это ХРЮ.