Разбой в Воронеже, или Методичка о том, как отбирать землю
В Воронеже, как и в любом другом городе России, хватает своих плюсов. Для миллионника он достаточно компактный, есть исторический центр, места для проведения отдыха. Флагман воронежского спорта ФК «Факел» играет в Российской Премьер-лиге наравне со «Спартаком» и «Зенитом». Воронеж, это то место, где есть все.
К сожалению, это касается, в том числе и грязных, подковерных политических игр. В городе велико строительное лобби, и существует масса примеров, когда застройщик, имея на то ресурсы и влияние, занимал необходимые ему места города. Наиболее известные примеры, это истории с «Хлебзаводом». Когда объект разрушали, его даже успели признать выявленным объектом культурного наследия.
Примерно похожая история происходит на ул. Путиловская, 19. История начала разворачиваться еще летом 2021 года. Именно тогда начали появляться первые публикации о продаже земли у медсанчасти №97. В феврале 2021 года АО КБХА разместило соответствующий лот. Победителем торгов стал Павел Лавлинский, предложивший 22,6 млн рублей, исходя из итогов апрельского аукциона 2021 года. Спустя три месяца, в июле 2021 года, новым собственником стало ООО Специализированный застройщик «Инвестиционная строительная фирма «Стэл-инвест». По информации редакции «Время Воронежа» сумма сделки по продаже имущества составила 110 млн рублей (в 4,8 раза дороже, чем была куплена у АО КБХА).
Тогда стало ясно, что застройщик попытается эту землю застроить. Вопрос, каким образом. Для начала скажем, из-за чего произошла данная ситуация. Земля, на которой стоит медсанчасть №97 и вся территория, ограниченная улицами Путиловская, Якира, Краснозвездная, относится к зоне специализированной общественно-деловой застройки. Если коротко, то участок предназначен для строительства там медицинских объектов.
Застройщик «Стэл-инвест» предпринял в ноябре 2021 года первую попытку провести изменения в ПЗЗ. Он планировал изменить назначение площади на территориальную зону смешанной общественно-деловой застройки (ОДМ), которая, как раз, предусматривает возможность возвести там высотку. Со стороны жителей это было встречено протестами.
– Нам со всех экранов власть говорит о недопустимости точечной застройки, борьбе с архитектурном бандитизмом, сохранении зеленых зон. А что на деле? Нам пытаются вогнать среди наших домов высотку в 20-25 этажей! – заявлял активист Петр Смирнов.
В АО КБХА также интересовались ситуацией. Логики в происходящем там не видели, учитывая, сколько на этой территории находится медицинских объектов, и кто там лечится. Там же поясняли, что вероятность постройки жилого дома на этой территории их совершенно не устраивает.
Еще в середине декабря 2021 года председатель Воронежской городской Думы Владимир Ходырев в ответе на запрос инициативной группы жителей Советского района по поводу вероятной постройки высотного здания на ул. Путиловской заявил, что «органы местного самоуправления не вправе произвольно ограничивать права собственника на пользование его имуществом». Уже в конце месяца мэрия опубликовала заключение, согласно которому на участке, ограниченном ул. Путиловской, Краснозвездной, ул. Якира и домом № 38 по ул. Южно-Моравской нельзя будет строить жилые дома.
Казалось, что можно выдохнуть, но согласно буквам закона, застройщик проводит еще одну попытку, внеся еще один проект изменения ПЗЗ на этой территории в июне этого года.
Управляющий партнер консалтинговой фирмы «InROST» Максим Селин тогда так прокомментировал «Время Воронежа», что Градостроительный кодекс РФ, не предусматривает количественного ограничения на рассмотрение на общественных обсуждениях одного и того же вопроса. Он добавил, что не указано сроков через какое время застройщик может вновь обратиться к муниципалитету для проведения повторных обсуждений.
Однако уже в июле результаты общественных обсуждений вновь оказались неутешительными для застройщика. Такой итог подвела городская комиссия по землепользованию и застройке. «Московский комсомолец» тогда заявлял, что жилые дома, которые планировал возвести застройщик, здесь не появятся. Но не прошло и трех месяцев, как были объявлены новые общественные слушания. Рупор анонимных телеграм-каналов тогда прозвучал на полную.
– Так и хочется сказать: «Никогда такого не было и вновь опять». Ситуация любопытная. Мотивация «Стэл-инвест» ясна, мэрия в общем-то тоже не против. Осталось договориться с жителями. Но те, что-то брыкаются, сопротивляются, да еще и ерепенятся. Что-ж, жители дважды отстояли свое право на неприкосновенность территории. Ну а мы будем наблюдать, кто первым дрогнет. Уж слишком много вложено денег в эту историю от строителей и сил от простых людей, – заявил телеграм-канал ПИРОГОFF.
– Первый раз, ладно. Второй - жители уже бунтуют. Но третий… это уже не кризис, это полный коллапс. Протестов море, заявлений куча, о том, что хватит, не надо, но лоббистские интересы уже глубоко укоренились в умах господ из высших эшелонов власти города. И тут на карте стоит уже не просто застройка территории, а не много ни мало репутация многоуважаемого мэра нашего города. И если он за граждан, то он к ним прислушается, как прислушались дважды. Но если нет…, – написали в телеграм-канале ПЛОЩАД & Ка.
Подключились и федеральные издания. «Вести Воронеж» опубликовали у себя следующие слова местных жителей:
«Это варварство, чтоб здесь строить многоэтажку. Вы представляете? Это и так нам тут тяжко, а это вообще одно-разъединое медучреждение, и то закроется. Они идиоты». «Это очень плохо, я категорически против. Что у нас, домов, что ли, мало? И так все застроено. В больнице столько людей, к ней приписаны, куда они пойдут лечиться? Люди годами на механическом, на КБХА работали, куда им идти? И врачам куда-то надо устраиваться».
Добавим лишь то, что вокруг участка бывшей медсанчасти в близости менее пятнадцати метров, находятся жилые дома, узкая проезжая часть, рынок и действующие федеральные и частные медицинские учреждения. Воронежский архитектор Юрий Красиков заявлял, что санитарно-защитная зона от больничных корпусов до жилых и общественных зданий должно быть не менее 30 м. Можем представить, что будет, если посреди всего этого возведут еще высотное здание.
И вот сегодня, 25 октября были опубликованы официальные итоги третьих общественных обсуждений. Согласно которым в адрес Комиссии по ПЗЗ поступило только 85 обращений против изменения назначения земельных участков и сразу 1047 обращений в поддержку изменений. При этом, еще 18 октября инициативная группа в присутствии нашего журналиста сдала 886 индивидуальных обращений граждан в Комиссию по ПЗЗ, в администрацию города и Воронежскую городскую Думу. Проблемы с подтверждением в приеме документов возникли только в Комиссии по ПЗЗ. А в частном разговоре инициативной группы с замглавного архитектора Я.Агаркова вообще назвала все обращения спамом и что их не будут учитывать. И действительно, все подписавшие начали получать письма от Управления главного архитектора за подписью госпожи Агарковой, что их мнение учтено не будет, так как согласно Градостроительного кодекса люди должны были приложить еще и копию своего паспорта. Странно, в июне мнение людей без паспорта учли, а в октябре почему-то вспомнили про Градостроительный кодекс и огородились им.
Со слов члена Комиссии по ПЗЗ, когда 20 октября обсуждался вопрос по Путиловской. Докладчик уверил, что была проведена выборочная проверка поданных обращений (регистрировать их отказались, НО ответы поступают и проверка проведена!) путем обзвона по телефонам подписавших жителей (Хотя в обращении не были даны номера телефонов людей. Откуда мэрия их получила и каким официальным способом? Кроме того, подписи сданы 18 октября после 14:00. А заседание комиссии было уже 20 октября. То есть за 1,5 суток зарегистрировали все 886 обращений, официально запросили в инстанциях номера телефонов людей, им ответили на официальный запрос, и сотрудники управления главного архитектора обзвонили людей, пусть даже выборочно. Но за 1,5 суток это сделать не реально!) и выяснилось, что комплект документов имеет признаки фальсификации – подделки. Получить официально номера телефонов, а это персональные данные, не получится. Или сотрудники управления главного архитектора обошли 886 человек в поквартирном обходе? Тоже мало в это верится. Докладчик сказал, что все обращения переданы в Прокуратуру для проведения проверки. Мы, как редакция готовим запрос в мэрию о том, как, кто, каким способом проводил проверку. Проверялись ли обращения, поданные за изменения ПЗЗ? Каким способом проверялись? И так далее. Ну и в любом случае ждем результатов проведения проверки со стороны Прокуратуры. Прокуратура будет вызывать людей? Или как-то по-другому опрашивать? Кроме того, по информации собственных источников в мэрии, из 1046 обращений поданных «за» почти 90% это сотрудники компании застройщика и ее дочерних компаний с их родственниками, при этом не проживающие в Советском районе.
Пока, к сожалению, мы видим явное нежелание мэрии действовать в интересах горожан и города. Распродать, раздать все, что еще не успели прихватить в девяностые и нулевые, по дешевке, положить себе в карман откат и уехать за границу жить. Вот основной посыл городского чиновника.
А вместе с тем, из-за нерадивых чиновников города, мы получим очередной пятнадцатиэтажный человейник, втиснутый между социальными медицинскими объектами. И вместо того, чтобы сохранить данную землю для нужд города и построить там поликлинику или еще что-то социальное, там будет очередной страшный полупустой многоквартирный дом.
Комментарии