Электросамокаты – благо или травмоопасное развлечение

Электросамокаты – благо или травмоопасное развлечение

Плюсы и минусы альтернативного транспорта в нашем материале

С относительно недавних пор воронежские пешеходы стали быстрее перемещаться в пределах города. Такую возможность стали предоставлять горожанам прокатные электросамокаты, которые появились в Воронеже несколько лет назад. Платишь деньги и едешь куда угодно, в час пик даже быстрее, чем автомобили. Другой вопрос, что для всех на проезжей части места нет. Иной раз его не хватает даже для велосипедистов, которые обязаны передвигаться там. Это же и касается электросамокатов.

Зачастую этот факт становится причиной некоторых противоречий, поскольку электросамокат до недавних пор не был зарегистрирован даже как транспортное средство. Лишь недавно утвердили изменения, где его признали средством индивидуальной мобильности (СИМ). Начали они действовать с 1 марта 2023 года. Теперь водители данного транспорта вынуждены, как штатный автовладелец, соблюдать нормы ПДД. А теперь давайте вспомним, видели ли мы в Воронеже владельца электросамоката, который передвигался бы по дороге для транспорта в нужную ему точку? Не часто, согласитесь. А по дороге для пешеходов?

Так вот, 16 мая, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Воронежской области Евгений Шаталов поделился, что за первые четыре месяца нынешнего года в регионе зарегистрировали пять ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Четыре человека получили травмы. Любопытно, что вплоть до принятия Постановления Правительства № 1769 от 6 октября 2022 года, и вступивших в силу изменений с 1 марта нынешнего года, количество пострадавших в подобных авариях только увеличивалось: девять аварий в 2020 году, в 2021 – 19, а в 2022 – 23.

− Так как на данный момент актуальным транспортом является самокат, из-за чего и на пешеходных переходах случаются аварийные ситуации, чаще всего в подобного рода ДТП страдают дети. В этом году, несмотря на то, что теплый сезон только начался, в ДТП попали уже три ребенка-велосипедиста, – рассказал Евгений Шаталов.

Для обеспечения мер безопасности были введены новые меры: ввели ограничение скорости на опасных участках, проводят рейды. Даже действует административное наказание в случае нарушений правил.

− Если соблюдать правила дорожного движения, а также не ездить вдвоем на одном самокате, не быть в состоянии опьянения, надевать средства защиты и не развивать скорость больше 15, а где-то 25 км в час, то случаев ДТП гораздо сократится, – отметил руководитель областной ГИБДД.

В данном случае возникает только один вопрос: электросамокат – это удобное средство передвижение для пешеходов, которое довольно быстро позволяет пересекать город или транспорт, который при неудачном использовании может покалечить жизни людей? По мнению некоторых наших экспертов, это данность, с которой нам нужно будет мириться. Единственное, поскольку электросамокаты выделены как отдельный вид транспорта, то необходимо создавать под них инфраструктуру, чтобы появилась определенная культура вождения. Пока в городе нет ни одного, ни второго, но СИМы являются весьма перспективными.

По словам сопредседателя регионального отделения общественного движения «Город и транспорт» Юрия Новикова в Воронеже есть места, где расстояние от одной до другой остановки составляет более 1 км. А из-за ускорения ритма жизни, необходимо предложить соответствующее решение, которое ускорит трансфер пешехода до точки, куда он намерен прибыть примерно в три раза.

– У меня бывают ситуации, мне по работе нужно переехать с одной точки площади Ленина на другую. В этот момент у меня времени четыре минуты. И мне приходится, как это ни смешно, пользоваться общественным транспортом, чтобы проехать одну остановку. Времени идти пешком просто нет. Поэтому в этом плане они (прим. ред. – электросамокаты) способствуют экономию времени, – отметил Юрий Новиков.

Что касаемо инфраструктуры, то здесь, по мнению эксперта, необходима сеть велодорожек, где не только велосипеды, но и СИМы смогли бы двигаться вдоль дороги, не мешая потоку транспорта. При этом, мера должна работать и в обратную сторону. Так, например, необходимо выделять места, где электросамокатам и подобным транспортным средствам движение будет запрещено.

– Я думаю, что это должна быть какая-то рифленая плитка оранжевого цвета, по которой просто будет некомфортно ехать СИМам, а идти по ней можно совершенно спокойно, – добавил Юрий Новиков.

Водители электросамокатов, исходя из новых реалий, теперь должны брать ответственность и за пешеходов. По крайней мере, такого мнения придерживается эксперт. Он считает, что в различные документы должен быть внесен пункт, по которому в случае ДТП виноват будет исключительно водитель этого транспортного средства. Плюс снабдить обязанностью носить светоотражающие элементы на своей одежде в темное время суток.

Точно нельзя проезжать электросамокатам в местах, где установлен знак «Пешеходная дорожка». Однако далеко не во всех придомовых территориях он находится. Поэтому, на тех дорогах, что ведут к домам, вполне могут ездить на подобном транспорте. Но даже если эти знаки и появятся, то обстановку в корне это решение не поменяет.

– Даже если мы придумаем, что им запрещено ездить по тротуарам, то они все равно будут там ездить. Запрет бесполезен. Это как сухой закон – всем запрещено выпивать, но все выпивают, кто хочет, – добавил эксперт.

Тоже самое касается и проездов на электросамокате по пешеходной дорожке. Юрий Новиков заявил, что это является вопросом культуры людей, управляющих данным средством транспорта.

Еще одним активным пользователем электросамокатов является общественник Виталий Иванищев. Передвигается он на нем с 2019 года, более того, одну из моделей он приобрел себе в личное пользование.

– Если это было бы неудобно, я бы этим не пользовался. В частности, когда находишься в центре, перемещаться с одной точки в другую очень удобно. Это экологично. Я думаю, что те автомобилисты, которые выступают против, просто не понимают, что если запретить СИМы, то увеличится автотрафик, – заявил Виталий Иванищев.

Понятно, что самокат не заменит машину в дальних поездках, но при передвижении в центре, это возможно. Общественник поделился, что на своем автомобиле он доезжает до парковки, потом берет электросамокат и доезжает до нужной точки уже на нем. Тем не менее, экспертом также отмечается вопрос инфраструктуры, которой практически нет, но отменять из-за этого данный вид транспорта смысла также он не видит. В качестве проблем он выделил отсутствие пологого спуска с тротуара и парковка автомобилей вторым рядом.

– У нас 10-15 лет назад, были разговоры про велоинфраструктуру. Говорили, что она нам не нужна, поскольку некому по ней ездить будет. Где вы возьмете велосипедистов?! Сейчас мы видим, что появился спрос. Поэтому все эти вопросы должны развиваться параллельно. В любом случае, идеальный вариант – это велоинфраструктура, – пояснил Виталий Иванищев.

Однако даже при ее отсутствии можно пользоваться СИМами. В качестве решения общественник предлагает на тех местах, где есть широкий тротуар, ездить там. В ином случае, предлагается проехать по проезжей части. Если брать центр города, то по его словам, за транспортом, подобным электросамокатам будущее. И нужно думать не о том, как его запретить, а как его встроить в городскую среду.

Еще один эксперт, урбанист Юрий Родионов, также считает, что электротранспорт отменить не получится. И если частные СИМы, сдающиеся в аренду, можно убрать с улицы, то те, которые люди приобрели за собственные кровные, уже нет. Что касаемо инфраструктуры, то вновь мы упираемся в ее недостаток.

– Дело в том, что люди на СИМах находятся в промежуточном положении. Они двигаются быстрее пешехода, но при этом значительно медленнее автомобилей. И выбор между тротуаром и дорогой не что иное, как дилемма ложного выбора. Ни на дороге, ни на тротуаре СИМ не смогут полноценно прижиться, ведь скорость их движения будет отличаться от скорости потока. И именно это приводит к авариям, - добавил Юрий Родионов.

На вопрос о том, стоит ли отказаться от развития сети велодорожек, то эксперт посчитал, что как такого развития в этом направлении нет. Соответственно, отказываться не от чего.

В мэрии «Время Воронежа» сообщили, что в настоящее время использование электросамокатов регламентируется только федеральными поправками, нормативная база на уровне региона (которая может закрепить зоны ограничения скорости или зоны ограничения использования электросамокатов конкретно в разрезе Воронежа) находится в процессе разработки.

Можно отчасти сказать, что электросамокаты, и в целом СИМы являются своего рода транспортом будущего. Хотя, по мнению экспертов, это уже даже настоящее. Потенциал у развития альтернативного способа передвижения в Воронеже огромный и можно не сомневаться, что в будущем развитие этого движения будет только набирать обороты. Тем не менее, определенные проблемы возникают уже сейчас. Редакции стало интересно, а что думает наше «другое будущее» – нейросеть, по поводу развития СИМов. Ответ был неоднозначный.

– Внедрение электросамокатов в городское пространство вызывает смешанные чувства у жителей и экспертов. С одной стороны, это новый вид транспорта, который может помочь уменьшить загрязнение окружающей среды и снизить транспортные пробки, так как они могут использоваться для коротких поездок и перемещения по пешеходным зонам.

Однако, существуют и отрицательные веяния, связанные с внедрением электросамокатов в городское пространство. В частности, это может привести к увеличению количества травм и аварий с участием пешеходов и велосипедистов, если пользователи несоблюдают правила безопасности и не умеют управлять электросамокатами. Также могут возникнуть проблемы с парковкой и утилизацией отслуживших свой срок экземпляров электросамокатов. Кроме того, некоторые электросамокаты могут приводить к шуму или затруднять движение на пешеходных дорожках, что может вызывать дискомфорт у окружающих. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие, связанное с электросамокатами, важно разработать эффективные системы контроля и регулирования использования электросамокатов в городских условиях, а также проводить обучение пользователям правилам безопасности и ответственного использования электросамокатов, – ответила нейросеть.

К слову, тенденции к улучшению инфраструктуры для электросамокатов все-таки есть. Есть велодорожка в Шилово, на ул. Острогожская. Техническая зона имеется на проспекте Революции, хотя к ее проектированию и есть вопросы, в частности то, что два человека на ней разъехаться не смогут. Перспективы в прокладке такого маршрута есть и у ул. Кольцовская в сторону ул. Комиссаржевской, по мнению экспертов. Но есть ощущение, что это развитие находится в зачаточном состоянии. Те меры, которые предпринимают городские власти к регулированию автотранспорта, говорят о том, чтобы он использовался реже, для того, чтобы избежать извечной проблемы Воронежа – трафика на дорогах. Логичным шагом в этом направлении выглядит развитие альтернативных средств передвижения. Но судя по тому, что мы можем наблюдать, если и будут предприниматься какие-то шаги, то не факт, что скоро. Может быть, местные власти руководствуются принципом «семь раз отмерь – один раз отрежь». Хотелось бы верить. Но пока система не отрегулирована, жертв на дорогах может стать еще больше.

Автор: Иван Борцов

Фото: Константин Клименко

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.