Спасут ли «умные» светофоры Воронеж от пробок?

Спасут ли «умные» светофоры Воронеж от пробок?

Власти и общественники высказались о японской системе регулирования транспорта

Систему японских «умных» светофоров тестируют в Воронеже с января 2018 года. Местные власти уже отчитались о первых успехах проекта. Но автомобилисты убеждены, что ситуация с пробками только ухудшилась. Интернет-газета «Время Воронежа» попыталась разобраться, насколько корректно сейчас оценивать работу системы, и избавят ли «умные» светофоры город от пробок.

Где тестируют «умные светофоры»

«Умные» светофоры появились на десяти перекрестках на протяжении улицы Плехановская и Московского проспекта – от перекрестка Плехановской и Кольцовской до памятника Славы. Проект воплощается в рамках российско-японского сотрудничества. Главная задача этих светофоров в том, чтобы увеличить пропускную способность перекрестков. Руководитель направления развития адаптивных светофоров систем Kyosan Electric Нотаки Рета ранее сообщил, что работа светофоров уже показала свою эффективность. Он заявил, что в среднем на десяти перекрестках удалось добиться повышения пропускной способности на 28%.

Но с этими данными не согласились горожане, они не почувствовали никаких изменений после внедрения «умных» светофоров.

Мэрия же подчеркнула, что данные об увеличении потоков транспортных средств на 28% были предварительные. В марте – апреле  2018 года специалисты провели повторные замеры и сейчас производят подсчеты результатов.

Чем недовольны воронежцы

За время тестирования были случаи, когда «умные» светофоры выходили из строя. В частности, 26 апреля светофор, подключенный к интеллектуальной японской системе, утром сломался и создал пробку протяженностью около 5 километров. Автомобилисты пожаловались, что не смогли свободно проехать по Московскому проспекту от бульвара Победы до остановки «Площадь Застава». Тогда мэрия объяснила, что причиной поломки светофора стала неполадка с контроллером – устройством для управления сигналами светофора. А во вторник, 15 мая, сломанный «умный» светофор снова создал пробку на Московском проспекте. В этот раз он вышел из строя на пересечении с улицей Урицкого.

О чем говорят власти

Из ответа мэрии на запрос «Времени Воронежа» следует, что пока рано однозначно оценивать успех или неудачу светофоров. По данным городской администрации, сейчас тестирование системы «умных» светофоров  находится на завершающей стадии. Возможно, после его окончания японские специалисты скорректируют настройки.  

– Тестирование выглядит следующим образом: производится сьемка определенного перекрестка (с квадрокоптера) с наибольшими пробками в течение утреннего часа пик (7:00-9:00) и вечернего часа пик (17:00-19:00) сначала при выключенной системе, затем при включенной. И затем производятся математические расчеты по эффективности, – объяснила пресс-служба мэрии.

По словам мэрии, если внедрение  «умных» светофоров в итоге не приведет к оговоренным результатам, то «Центр организации дорожного движения» расторгнет договор с  ООО «ТехноНиппон» (которое представляет интересы японской компании Kyosan ), и компания не получит денег.

Каких результатов ждут от системы

Ранее, когда японские специалисты проводили замеры в час пик, врио губернатора Александр Гусев выражал надежду, что светофоры все-таки помогут разгрузить Московский проспект.

– Результат хороший, но не все воронежцы его почувствовали – идет отработка системы. Я очень надеюсь, что жители Северного микрорайона точно поймут, что система работает, – сказал тогда глава области.

Мэрия сообщила, что «умные» светофоры в итоге должны  разгрузить перекрестки на 15%. Тогда система будет признана успешной.

Чтобы оценить эффективность системы, специалисты анализируют время, за которое машины проезжают перекресток по всем направлениям. На показатель могут влиять различные факторы – непогода, ДТП, перекрытие улиц во время праздников. Поэтому учитываются только данные измерений, сделанных в отсутствии этих факторов.

Что считают эксперты

Представитель регионального отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев считает, что ситуация с пробками только ухудшилась. И пропускная способность уменьшилась не только на Московском проспекте, но и на проспекте Труда.

По его мнению, в наших реалиях система «умных» светофоров бессильна. Потому что реальная транспортная нагрузка на перекрёстке превышает возможности его пропускной способности.

– Чтобы эта программа хорошо работала, нужно разгрузить дороги. Если бы были построены  развязки, то многие автомобилисты изменили бы свой маршрут. Второй момент – упорядоченное движение общественного транспорта. Когда по десять маршруток одновременно подъезжают к остановке, то они парализуют движение. Третий момент – разведение транспортных потоков по разным уровням. Если все пешеходы пересекали бы проезжую часть по  подземным или надземным переходам, то зеленый сигнал для автомобилей мог бы гореть дольше на 25-30 секунд на каждом перекрёстке во всех направлениях. Это колоссальный резерв пропускной способности. Но у нас транспорт и пешеходы не мешают друг другу только на двух перекрёстках из десяти, имеющихся на маршруте движения: у автовокзала и Политеха, – рассказал Николай Киселев.

Кроме того, он пояснил, что наша старая советская система тоже бы хорошо работала, нужно лишь создать условия. В Японии они уже есть, поэтому и система «умных» светофоров там показывает высокую эффективность.

Лидер сообщества «Пешеходный Воронеж» Леонид Черненко тоже считает, что«умные светофоры» не панацея от пробок, большого эффекта от них быть не может.

– Светофоры не могут серьёзно повлиять на дорожную ситуацию, они лишь могут сделать движение более равномерным, что тоже хорошо.
Действительно большой эффект в борьбе с пробками может дать дестимулирование пользования личным транспортом, ограничение на въезд, платный въезд в центр, платные уличные парковки, жёсткий контроль за соблюдением правил парковки, приоритет и развитие общественного транспорта. Единственный способ разгрузить дороги, это пересадить людей в общественный транспорт. Причина проста: общественный транспорт перевозит больше людей и занимает меньше места на дороге, – подчеркнул Леонид Черненко.

Сопредседатель общественного объединения «Город и транспорт» Юрий Новиков считает, что даже если положительный эффект и будет достигнут, то это даст лишь 3-4 минуты сэкономленного времени.

– Система не справилась с задачей по оптимизации, а на отдельных участках дороги ситуация даже ухудшилась. Надо понимать, что система динамического изменения фаз светофоров не создает новую пропускную способность, а лишь перераспределяет время горения зеленого света. При общем дефиците улично-дорожной сети на правобережье в 300% перераспределять оказалось просто нечего: даже если Московский проспект пошел быстрее, то только за счет того, что дольше стояли пересекающие его улицы, - пояснил Юрий Новиков.


Воронеж стал первым городом в России, где совместно с Японией реализуется пилотная программа по улучшению городской среды. Один из проектов – внедрение интеллектуальной системы управления дорожным движением ARTEMIS, которую установила в Воронеже японская компания Kyosan Electric. «Умные» светофоры – не единственная сфера сотрудничества Воронежа и Японии. В областном центре уже реализовали проект «Умный дом» и работают над проектом легкого метро.

Автор: Эльвира Бутырина

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Сперва надо наполнить Воронеж умными водителями, а потом и умные светофоры пригодятся.