Между метро и магистралью: власти Воронежа оказались на транспортном перепутье

Между метро и магистралью: власти Воронежа оказались на транспортном перепутье

Две перспективные городские транспортные концепции игнорируют друг друга


 

Сразу два крупных транспортных проекта представили воронежские власти в середине ноября. В пятницу, 10 ноября, мэрия опубликовала программу развития транспортной инфраструктуры города до 2020 года. Публичные слушания по ней пройдут 11 декабря. Одновременно государственное информагентство «Воронеж» сделало обзор проекта метро, подготовленного ООО «Киносарг» по заказу воронежской горадминистрации за 11 млн рублей. Первый документ предусматривает строительство новых внутригородских магистралей (за три года на эти цели должно пойти 14 млрд рублей), второй – прокладку трех первых линий метрополитена за 48,344 млрд рублей. «Время Воронежа» сравнило две долгожданные концепции, которые полностью игнорируют друг друга.

В чем проблема

Авторы двух документов сошлись разве что в описании транспортных сложностей, с которыми столкнулся Воронеж. Одной из главных тенденций остается рост автомобилизации. По данным мэрии, к январю 2017 года в городе было зарегистрировано 335 246 транспортных средств, доля легковых автомобилей на дорогах составила 87%.

– Транспортные заторы в городе стали повседневным явлением, с каждым годом их число и продолжительность неуклонно увеличиваются. При этом дорожная инфраструктура города практически не меняется, - констатировали составители концепции, подписанной и.о. руководителя городского управления главного архитектора (УГА) Людмилой Подшиваловой.

По данным мэрии, к концу 2017 года на 1000 воронежцев будет приходиться 322 легковых автомобиля (в среднем по России это соотношение составляет около 290/1000). При этом воронежцы продолжают массово пересаживаться с общественного транспорта на личные машины: с 2015 года объем перевозок на городских автобусах и троллейбусах упал на 14%.

– Это вызвано не только ростом благосостояния общества и, как следствие, уровня его обеспеченности автотранспортом индивидуального пользования, но и недостатками в системе обслуживания транспортом общего пользования, –признали чиновники.

Похожей точки зрения придерживаются специалисты «Киносарга». По их данным, средняя скорость передвижения человека по городу в течение дня не превышает 8 км/час (чуть быстрее, чем пешком), заторы продолжаются с 7:30 до 20:40, а существующая инфраструктура «исчерпала себя».


 Общественный транспорт Воронежа

    • 854 автобуса средней вместимости (ПАЗ)
    • 541 автобус малой вместимости (Peugeot, Ford, «Газель Next»)
    • 247 автобуса большой вместимости
    • 46 троллейбусов
    • 22 микроавтобуса («Газель»)

153,7 млн пассажиров воспользовались услугами общественного транспорта в 2016 году (из них муниципальным транспортом – 16,48 млн человек)


 

Сошлись разработчики двух концепций и в определении самых загруженных пассажирских потоков - с окраин в центр и обратно. В схеме мэрии под центром понимается район ул. Плехановской и Кольцовской, от которого расходятся четыре главных направления с вершинами в окрестностях ул. Владимира Невского (Коминтерновский район), ул. Суворова (Железнодорожный район), ул. Новосибирская (Левобережный район) и проспект Патриотов (Советские район). В схеме «Киносарга» вершины немного смещены: компания приводит три главных направления (Московский проспект – ВАСО; ул. Остужева – ул. Южно-Моравская и ул. 9 января – «Нефтебаза»), пересекающиеся в районе между Заставой, цирком и вокзалом «Воронеж-1».

Корреспонденции между транспортными районами с объемом больше 500 чел./ч., утренний период (из Программы развития транспортной инфраструктуры)

На этом сходства двух проектов заканчиваются.

Вариант мэрии: большое кольцо

Стратегически концепция, представленная управлением главного архитектора, заключается в создании вокруг Воронежа большого транспортного кольца. Оно должно объединить западный объезд (улицы Антонова-Овсеенко и Героев Сибиряков) с восточным (улица Ильюшина и платный участок М4 – улица Изыскателей). Эта идея была заложена еще в Генплане 2008 года, однако городским властям так и не удалось приблизиться к ее воплощению: за девять лет вокруг Воронежа появилась лишь одна часть «большого кольца» - платный обход Воронежа на левом берегу.

Действие Генплана истекает в 2020 году (в июне 2017 года и.о. главного архитектора Людмила Подшивалова анонсировала разработку нового документа, рассчитанного на 20 лет, стоимостью 55 млн рублей), и новая программы УГА – последний шанс мэрии все-таки реализовать «транспортную» составляющую планов девятилетней давности. Ведь, например, прогнозы по объемам жилищного строительства город в целом выполнил еще к 2014 году.

Все работы городские власти разбили на три этапа (первоочередные работы, Правобережное кольцо и Полное кольцо) и девять «программных мероприятий» (еще два связаны с оснащением общественного транспорта ГЛОНАСС и внедрением «умных светофоров»), однако лишь три из них полностью укладываются в срок до 2020 года:

- реконструкция улиц 60-й Армии, Солнечной и Свободы (создание так называемого дублера Московского проспекта);

- реконструкция транспортной развязки улицы Антонова-Овсеенко и Московского проспекта и прокладка четырехполосной дороги до улицы Ломоносова;

- реконструкция Остужевской развязки (единственный пункт, по которому уже имеется подготовленная проектная документация).

Всего к 2020 году планируется построить 21,8 км новых местных дорог. Стоимость этих работ составит 13,91 млрд рублей.

Этапы развития транспортной инфраструктуры – версия мэрии (из Программы развития транспортной инфраструктуры)

Лишь к 2021 году в Воронеже должны появиться новая дорога от улицы Острогожской до моста ВОГРЭС, путепровод через железную дорогу между улицами Циолковского и Ильюшина. Спустя два года – в 2023 году – закончатся работы на новой дороге от развязки Московского проспекта и улицы Антонова-Овсеенко через улицу Ломоносова и берег водохранилища до Северного моста и над продолжением проспекта Патриотов до улицы Острогожской. А два новых моста – автомобильный Отрожкинский и Южный (между улицами Острогожская и Новосибирская) – будут достроены не раньше 2026 года.


 Что программа УГА говорит о Воронежском метрополитене

«Строительство скоростной железнодорожной линии «легкого метро» - за расчетным сроком»

Это единственное упоминание городского рельсового транспорта в документе.


 

Вариант «Киносарга»: три разноцветные линии

В варианте ООО «Киносарг» Воронежский метрополитен объединит три линии: зеленую Московско-Авиазаводскую (от парка «Олимпик» через площадь Заставы, ВГУ и мост ВОГРЭС к ВАСО), синюю Ростовско-Семилукскую (от улицы 9 Января через вокзал «Воронеж-1» и Чернавский мост к улице Димитрова) и красную Тамбовско-Курскую (от парка «Оптимист» через Воронежский мехзавод, Цирк и площадь Ленина к Северному мосту и Тамбовской трассе).

К 2022 году планируется построить лишь две из них – участок зеленой ветки от «Олимпика» до ВГУ и красной – от площади Ленина до улицы Урывского на Левом берегу. Только стоимость проектно-изыскательных работ в 2018 году составит 872,4 млн рублей, в дальнейшем предполагается тратить по 9 – 9,6 млрд рублей в течение трех лет на строительство. Еще 19,76 млрд рублей будет стоить заключительный этап создания первой очереди метро и покупка подвижного состава в 2022 году. Всего стоимость первой очереди составит 48,34 млрд рублей.

Первая очередь Воронежского метро (из видеопрезентации «Киносарга»)

Прокладку линий метрополитена первой очереди (которая подразумевает строительство тоннелей почти на всем протяжении за исключением небольших участков в районе водохранилища и на левом берегу) будут сопровождать масштабные дорожные работы. В частности, из-за перенаправления транспортных потоков с Московского проспекта на «дублер» по улице Солнечной, на ней необходима четырехполосная эстакада между улицей Беговой и Ясным проездом. Сам Московский проспект должен быть расширен до шести полос на всем протяжении к северу от улицы Хользунова. Реконструкция ждет и улицу Ленина (при этом придется снести частные дома на спуске от педуниверситета к спорткомплексу «Динамо»). А рядом с многострадальной Остужевской развязкой, по версии проектировщиков метро, должен появиться вокзал (точнее, транспортно-пересадочный узел) «Воронеж-3».

Все эти работы планируется завершить к концу 2022 года.

Вариант «ноль»: никто ничего не построит

По мнению сопредседателя воронежского отделения общественного движения «Город и транспорт» Юрия Новикова, наличие двух взаимоисключающих проектов транспортного развития областного центра может свидетельствовать, что никакого целостного видения путей развития города в сегодняшней мэрии Воронежа не существует, а сами программные документы УГА и «Киносарга» готовились лишь как «пиар-проекты».

– Нет даже определенности в концепции развития города: это будет американский вариант (дороги и паркинги) или европейский (общественный транспорт и пешеходные пространства). Вопросы реализации этих проектов неактуальны в принципе, так как находятся за пределами сроков полномочий нынешней мэрии, и представляют собой два пиар-проекта, один из которых должен «успокаивать» автомобилистов, а другой – вынужденных пассажиров воронежского городского транспорта. Само собой, при новом мэре в новом политическом цикле никто о них скорее всего даже не будет вспоминать, – предположил общественник.


Только цифры

Бюджет Воронежа на 2017 год составляет 17,5 млрд рублей, в 2018 году город планирует получить 15,3 млрд рублей, в 2019 году – 15,9 млрд рублей.

На реализацию мероприятий программы УГА потребуется тратить от 2,2 до 5,9 млрд рублей в год (это сопоставимо с долей от 14,3% до 37,5% городских годовых доходов). На строительство метрополитена нужно еще больше средств: от 51-58% до 113% доходов. Обе концепции потребуют софинансирования со стороны области и федерации, метропроект не обойдется без частных инвестиций.

Автор: Олег Григоренко

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Нашей власти, поднявшей эту тему - памятник. Какое метро? какая оптимизация движения? Вы о чем сейчас ? В стране жрать нечего. Разрушить транспортные нитки в виде трамвая вы смогли. А новые - строить не на что. Так что, не заставляйте меня браться за вилы. А фантазерам - скажу - нет денег в государстве. Все хотелки наших баранов скажутся на мне и им подобных - жить станет гораздо веселее. Мы это уже проходили в 17 году. Я не хочу такого повторения. Вердикт - всем вносящим законы - в дурку. Если дурка подтвердит вменяемость этих "светлоголовых" - тогда надо дурку проверить на вменяемость. PS - каждый, попавший в обойму, мнит себя Цезарем. На самом деле - 90% - это прислуга цезаря. Так что, вначале наведите порядок хотя бы в национальном вопросе. А потом будем думать и о метро. На сегодня - ни метра не будет , ни строителей.