В начале августа холдинг «Минченко Консалтинг» выпустил индекс плотности федеральных контактов глав российских регионов. Ряд губернаторов Черноземья, в том числе и Александр Гусев, не вошли в ТОП-ы этого рейтинга. Позднее президент холдинга Евгений Минченко рассказал «Время Воронежа», что главы Белгородской, Тамбовской, Воронежской и Орловской областей находятся в группе «низкой плотности». Однако, как отметил Минченко, показатели белгородского губернатора Вячеслава Гладкова в части неформальных контактов очень высоки:
«Я думаю, что в случае с Гладковым, там на самом деле большой объем непубличных контактов. Что я знаю: с той же самой Администрацией Президента он практически постоянно на связи. Но тут уже вопрос методологии. Мы анализируем только публично задекларированные встречи».
Повышенное внимание федеральной власти к Гладкову, очевидно, связано с контекстом СВО и приграничным статусом Белгородской области. Похожие тенденции, хоть и в меньшей степени, прослеживаются и в нашем регионе. Поэтому мы решили обсудить эту тему с экспертами-политологами – Денисом Сосуновым и Владимиром Слатиновым.
По мнению Дениса Сосунова, об усилении именно неформальных федеральных контактов губернатора Александра Гусева можно только делать предположения. Однако, как считает эксперт, в пользу этого говорят изменения в управленческом стиле главы региона. Контекст спецоперации, с точки зрения политолога, оказывает благотворное влияние на положение региональной власти. А связанные с ней инциденты, например, падение БПЛА – стоит воспринимать как неизбежные издержки.
– Когда мы говорим про неформальные контакты или отношения, то можно подразумевать разные вещи. Например, это могут быть личные отношения, или даже прообразы дружеских отношений. Это первый вид личных контактов. Второй – непубличные рабочие контакты. Зачастую, основные решения принимаются именно благодаря ним, в формате «за закрытыми дверями».
Насколько усилились контакты Александра Гусева с федеральными властями? Здесь мы можем только предполагать. Но, по моему мнению, число этих контактов увеличилось после избрания Гусева на второй губернаторский срок. Об этом может свидетельствовать то, как меняется стиль принятия решений главы региона. Он становится более независимым. В том числе, это касается вопросов кадровой политики.
Повлиял ли на это контекст СВО? Безусловно, да. Белгородская, Курская, Брянская и Воронежская области – находятся в зоне внимания и Администрации Президента, и Правительства РФ. Поэтому плотность контактов с федеральной властью увеличилась. Важно учитывать, что взаимодействуют с федеральными игроками по этой части не только губернатор, но и различные структуры в исполнительных органах власти. Например, министерство внутренней политики.
Если говорить об экономических факторах этого влияния и его политических аспектах, то я думаю, что здесь гораздо больше позитивной составляющей. Например, оборонные предприятия на территории Воронежской области находятся под особым вниманием, в том числе, федеральной власти. Угрозу БПЛА, на мой взгляд, стоит рассматривать не в качестве сугубо негативного аспекта, а как издержки проведения СВО. К тому же, поддерживать оборону нашего региона вполне удается.
По мнению Владимира Слатинова,возможные преференции воронежской власти со стороны «федералов» в связи с СВО имеют и обратную сторону – повышенное внимание и контроль. Именно поэтому губернатору
– Гусев в связи с СВО, конечно, получил возможность более активно контактировать и лоббировать те или иные решения на федеральном уровне, но он делает это мягко. С учетом, в том числе того, что положение Белгородской области, к счастью, не такое, как Белгородской, Брянской или Курской. Поэтому мне кажется, что повышение плотности федеральных контактов, скорее, «в плюс» Гусеву, но он не злоупотребляет этой возможностью.
В том числе, потому что он понимает определенные ограничения, связанные с все-таки более мягким для региона ходом СВО. И кроме того, понимая, что если активно лоббировать проекты и помощь в рамках спецоперации, то можно стать объектом более жесткого контроля. И это все равно происходит, то есть «плотность» контроля – выросла. Но губернатору, как мне кажется, удается здесь обеспечить относительно «мягкий режим». То есть возможности Гусева выросли, но он пользуется ими аккуратно.
Изображения: телеграм-канал Александра Гусева, фото из архива Владимира Слатинова, фото из социальных сетей Дениса Сосунова
Комментарии