Губернатор Воронежской области Александр Гусев 9 марта опубликовал у себя в телеграм-канале, что ввиду возмущения граждан по поводу повышения цен, облправительство увеличит рейды по магазинам. Тоже самое касается и регионального УФАС. Также губернатор заявил о том, что «нельзя допустить потрясений в строительстве». Кандидат экономических наук, руководитель Центра межрегиональных исследований ВГУ, доцент кафедры регионоведения и экономики зарубежных стран факультета международных отношений ВГУ Дмитрий Ломсадзе рассказал изданию «Время Воронежа» как скажутся санкции на регионе и стране, вероятных проблемах, и о том, будет ли повторение 1998 года.
Региональное УФАС, как представитель федеральной структуры, не обладает большой инициативой, и в данный период она выполняет задачи по контролю необоснованного роста цен и борьбе со спекуляцией, потому что экономика у нас сейчас находится практически на военном положении. В такие времена у некоторых нечистоплотных представителей бизнеса может возникать искушение разгонять ажиотаж вокруг своей деятельности и спекулировать на произведенных или реализуемых товарах и услугах. Поэтому УФАС, на мой взгляд, здесь действует вполне своевременно и обоснованно. Решение российского правительства о недопустимости необоснованного роста цен на социально значимые товары и ограничение наценки на них на уровне 5-10%, как мы видим уже принято и, собственно, УФАС и осуществляет этот контроль.
Что же касается импортных, а также импортозависимых товаров – понятно, что цены на них во многом будут расти вследствие падения курса рубля по отношению к иностранным валютам. Ведь чисто российских товаров практически не существует. В современных условиях международного разделения труда и международной кооперации, Россия глубоко интегрирована в глобальные производственно-технологические цепочки. Уровень локализации ни одной страны в мире, при такой модели международного бизнеса, практически никогда не может быть 100%. Мы открытая экономика и очень сильно зависим от импорта по многим позициям. Но ведь и российские экспортные товары также используются в качестве энергетических, сырьевых и комплектующих за рубежом и участвуют в создании не менее 38% мирового ВВП, при том, что формально доля самой России в мировой экономике чуть более 2%. Так, что рост цен очевиден, и для воронежцев данная ситуация от общероссийской особо ничем отличаться не будет.
Какие величины годовой инфляции будут пока сказать сложно. По оценке Центрального банка, есть негативные ожидании на уровне 20%. Хотя, уже в текущем квартале мы наблюдаем, резкий скачок цен и все признаки разгоняемой гиперинфляции. По отдельным наиболее чувствительным сегментам региональной экономики - рынку недвижимости. То, что наши застройщики уже предполагали в этом сезоне рост цен на жилую и коммерческую застройку в силу того, что еще с 2021 года подорожал металл, строительные и отделочные материалы, было ожидаемо. Но теперь у них выросли прямые затраты в силу резкого роста процентных ставок по коммерческим кредитам, после увеличения ключевой ставки ЦБ до 20%. Так, что неизбежен и рост цен на воронежскую недвижимость, так как он объективно будет предопределен инфляцией издержек в строительстве.
Модели глобального развития экономики будут радикально меняться, потому что те риски, которые предопределены невозможностью преодоления ключевых проблем постоянной и неконтролируемой долговой накачки мировой финансовой системы долларами (а это, как вы помните, азбука механизма глобального доминирования доллара США со времен бреттон-вудской валютной системы с 1944 года) постоянно приводят лишь только к системным кризисам мировой экономики. Поэтому отказ от глобального валютного мира основанного на долларе, и, соответственно, и переход к более устойчивым моделям валютных зон, в основе которых лежат объективно формирующиеся и устойчивые экономические связи, могут быть использованы самодостаточные региональные валюты, такие как китайские юани, российские рубли, индийские рупии и т.д.
Для России и Воронежа, в частности, надо понимать, что нет другой альтернативы, как реиндустриализация ‒ восстановление производственного народнохозяйственного комплекса. Т.е. переход к такой модели, когда мы сами можем производить критически важные для себя товары и услуги. По продовольствию мы решили эту проблему - нацпроекты в этой части вполне успешно реализованы, что по мясу, что по молоку, что по продукции растениеводства.
Мне представляется, что в рамках нового мобилизационного сценария развития (т.е по факту уже не совсем дикого рыночного), антимонопольная деятельность УФАС также будет становиться все менее либеральной и все более жесткой командно-административной, как быть и должно в переходный период.
Спрос и предложение регулируется нашими возможностями и доходами. Прежних доходов, как вы понимаете, в долларовом эквиваленте уже не будет. То есть, если иностранные товаропроизводители даже и не уходят из России, как например Toyota или Renault, мы четко понимаем, что их продукция безусловно будет дорожать, т.к. доля российских авто компонентов и материалов, с учетом того, из чего сделаны эти автомобили, крайне низка – общий уровень локализации по многим моделям достигает максимум 20%. Понятно, что когда вы увидите новый ценник у дилера на такой «российский» автомобиль среднего класса на уровне 1,5- 2 млн рублей, то вполне становится очевидным, что поддерживать производство и спрос на эти автомобили в прежних объемах будет совершенно невозможно. Но, хочу напомнить, что опыт подобного антикризисного перехода у нас уже в истории был не раз: и в начале 90-х годов и в постдефолтный период 1998 года. Наступает время, когда серьезным образом должна меняться структура занятости населения. Так теперь многочисленные менеджеры по продажам, офисные работники, а также «эффективные» менеджеры теперь должны будут думать не только, как оптимизировать движение денежных потоков, а то, как зарабатывать, создавая что-то своими руками или головой, что намного сложнее.
Если взять Воронежскую область, то мы, мягко говоря, давно деиндустриализованный регион со значительной долей населения с низкими доходами. Сегодня региональная экономическая повестка должна основываться на реалиях, что в таком огромном полисе, как наш Воронеж, где значительная часть высокотехнологичного промышленного потенциала практически утрачена, основой экономики является преимущественно строительный сектор, торговля и сфера услуг, которые во многом сейчас замораживаются на неопределенный период. Возникает закономерный вопрос - как люди будут задействованы, что будет с их доходами?! Мне представляется, что занятость трудоспособного населения - это одна из наиболее критический важных проблем, наряду и вопросами роста цен на региональном уровне. В этой связи также необходимо подумать и о неизбежно возникающих в условиях подобных экономических потрясений проблемах поддержания правопорядка в связи с ростом бытовой и криминальной преступности. Экономика экономикой, но она имеет еще и социокультурное измерение. Поэтому те, кто занимается вопросами региональной политики, должны понимать, что кризисный период не будет краткосрочным, и здесь наиболее остро будут проявляться накопившиеся социальные беды и проблемы, в том числе и среди маргинальных слоев и молодежи. Помогать надо будет наиболее слабозащищенным слоям населения – детям, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т.д. Необходимо будет пересмотреть и оптимизировать расходы регионального и местных бюджетов, ведь средства федерального центра, какие бы они ни были, все равно будут ограничены. Поэтому, мобилизация всех здравых, стратегически мыслящих и созидательных сил на региональном уровне ‒ это, на мой взгляд на сегодня задача №1.
По поводу дефолта. Дефолт ‒ это когда государство не может обеспечивать обслуживание своих внешних и внутренних долгов. Насколько я понимаю, у России сейчас самый минимальный за всю нашу современную историю государственный долг. Его величина составляет не более 19% от ВВП. (Для сравнения у США – 115% и Японии – 230%). И тем более не стоит сравнивать текущую ситуацию с дефолтом 1998 года. Сейчас такой ситуации нет. У некоторых частных компаний она возможно есть. Безусловно, банкротства каких-то из них могут произойти. Хотя если это социально значимые предприятия федерального значения, остановка которых может дать негативный мультипликативный эффект (как, например, «Автоваз», «Камаз» и др.), то государство безусловно не допустит их потерю. С технической и финансовой стороны у РФ, при тех резервах которыми она располагает, никакого дефолта быть не может.
Комментарии