В Воронеже 2 декабря в Доме журналистов состоялся круглый стол «Общепит в условиях пандемии: проблемы и способы поддержки». Рестораторы озвучили властям основные проблемы отрасли в период второй волны пандемии и предложили пути решения.
Неполная посадка
На сегодняшний день основная проблема рестораторов – ограничения, связанные с заполняемостью залов. Впрочем, в отличие от других субъектов ЦФО в Воронежской области есть некие послабления – пока не ввели запрет на работу заведений общепита с 0:00 до 6:00. Но власти запретили владельцам кафе и ресторанов рекламировать проведение новогодних корпоративов, а это, по мнению предпринимателей, большая часть доходов ресторанного бизнеса.
- Власти в СМИ ведут негативную информационную кампанию. На мой взгляд, это делается для того, чтобы люди точно не ходили в рестораны. Вы либо закройте заведения, либо перестаньте так делать и дайте спокойно работать, - возмутился управляющий партнер ресторана «15/86» и банкетной площадки «Сабуров-холл» Сергей Слабунов.
Рестораторы согласны с тем, что не только ограничения влияют на посещаемость, но и эпидемиологическая ситуация, и настроение в обществе. Так, руководитель компании «Стерх», член комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства, торговле, общественному питанию и бытовому обсаживанию городской думы Андрей Суверин убежден, что часть людей перешла на удаленную работы, а другие боятся ходить в заведения.
Руководитель ресторана «Гармошка» Николай Шалыгин рассказал, что из-за боязни воронежцев посещать общественные места он оптимизировал работу ресторана и посоветовал сделать то же самое и коллегам.
- Сейчас, когда заполняемость зала минимальная, мы сократили рабочие дни, на выручке это не сильно сказалось, - заявил предприниматель.
Государство вам не враг
Однако власти не намерены полностью закрывать кафе и рестораны, так как уверены, что их работа с учетом введенных ограничений никак не влияет на распространение Covid-19.
- Мы в течение полугода анализировали статистические данные и пришли к выводу, что закрытие заведений общепита никак не повлияло на распространение заболевания. Например, в соседней Белгородской области общепит не закрывали, а кривая заболеваемости у наших регионов одинаковая. Кроме того, мы уверены, что если ввести запрет на работу в ночные часы, то проведение вечеринок перейдет в подполье и ситуация будет как в Советском союзе после введения «сухого закона», - подчеркнула заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Алла Осипова.
Поддержала коллегу вице-мэр Воронежа Людмила Бородина.
- Поймите государство - вам не враг. Несмотря на то, что мы вас контролируем и вводим ограничения, мы сейчас находимся в одной лодке. С одной стороны, мы должны помогать Роспотребнадзору сдерживать заболеваемость, а с другой стабилизировать экономику. Губернатору Александру Гусеву хватает здравого смысла не принимать все предложения, которые озвучиваются федеральными коллегами. Но у нашего населения низкий уровень культуры и самодисциплины. Если владельцы общепита согласны с правилами игры, то гости не хотят думать об ответственности. Поэтому мы вынуждены реагировать и принимать ограничение в отношении заведений общепита, - сказала чиновник.
Кстати, причиной, по которой воронежские власти могут запретить проведение новогодних корпоративов, может быть низкий уровень самодисциплины горожан.
- Мы понимаем, что владельцы заведений сделают все, чтобы по всем правилам провести новогодние праздники, но они не смогут привязать гостей к стульям, а именно в вакханалию превратится любой банкет, - ответила Алла Осипова.
«Самые нежные чиновники»
Николай Шалыгин и владелец сети кофеен Perfetto Caffe Павел Бусыгин убеждены, что в Воронежском регионе самые «нежные и понимающие чиновники» в отличие от других городов, а пандемия, несмотря на все ее недостатки, смогла обратить внимание властей на малый и средний бизнес.
- То, что мы сейчас здесь сидим, доказательство того, что к МСБ изменилось отношение. У меня есть опыт ведения бизнеса в Москве и Воронеже. В начале года я открыл кофейню в столице, но мне пришлось ее закрыть. В Воронежской области намного проще вести диалог, и позиция власти намного адекватней, чем в других городах, - заявил Павел Бусыгин.
Господдержка
Депутат и бизнесмен Андрей Суверин сказал, что весной, когда общепит был закрыт повсеместно, государство оказало достаточную поддержку рестораторам – они получили кредиты, смогли удержаться на плаву и выплатить персоналу заработную плату. Но долги отдавать нужно уже сейчас. Выручка и покупательская способность упали, а цены на продукты выросли на 15%. Арендодатели перестали предоставлять скидки.
Андрей Суверен пессимистически смотрит на перспективы ближайших месяцы и не очень понимает, как рестораторам удастся сохранить бизнес и рабочие места.
- Я не согласен с коллегой в том, что мы получили достаточную поддержку от государства, - парировал Сергей Слабунов. - Нам выдали на год на каждого сотрудника четыре МРОТ [48520 рублей]. Я не считаю, что на такие деньги люди могут прокормить себя и выжить, и не могу делать вид, что за такую зарплату сотрудник будет качественно выполнять свою работу.
Решение проблем: компромиссы
Управляющий Seafood bar Krevetka Елена Гребенщикова предложила департаменту предпринимательства и торговли составить с собственниками помещений допсоглашения и привязать размер арендной платы к проценту товарооборота, и для таких арендодателей снизить налог на имущество. Депутат гордумы Андрей Суверин напомнил, что ранее областная дума приняла решение до 1 января 2021 года ввести для бизнесменов, пострадавшим от пандемии, упрощенную систему налогообложения.
- Те предприниматели, которые платили налог от товара оборота 6%, теперь платят 1%, те, кто платил налог на доходы вместо 15% платят 5%. Ситуация в ближайшие месяцы будет сложная, я предлагаю продлить эту меру. Хотя бы вместо 1% понизить до 3%, - предложил Суверин.
Власти учли все предложения и пожелания рестораторов и пообещали передать их в областную думу и главе региона.
Автор: Мария Смирнова
Фото: Время Воронежа
Комментарии