На этой неделе стало известно, что Москва передала в пользование Воронежу 15 троллейбусов. Московские власти пошли на этот шаг, поскольку переходят на новый тип транспорта – электробусы. Замруководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров отметил, что переданный подвижной состав новее, нежели тот, что имеется сейчас, а также не требует капремонта. Основные затраты будут связаны с перевозкой транспорта, что дешевле, нежели покупать новый троллейбус, цена которого варьируется от 14 до 25 млн рублей.
Общественник из организации «Город и транспорт» Виталий Иванищев на своей странице в фэйсбуке разместил пост, в котором «немного разочарован реакцией ряда людей на передачу в Воронеж 15 б/у троллейбусов из Москвы». Он высказался, что эти машины нужны, чтобы троллейбусное движение в городе не закрылось вовсе. В полемику с Иванищевым вступил еще один общественник Сергей Муштенко, который высказался против ввоза подобного электротранспорта в Воронеж.
После споров в соцсетях с теми, кто считает, что «старье» не надо ввозить в Воронеж, Виталий Иванищев разместит еще один пост о том, что списанный транспорт все же нужен городу.
«Время Воронежа» предложило оппонентам выступить площадкой для продолжения баттла. Чем закончатся споры – в соцсетях интернет-газеты в ближайшее время.
– Честно говоря, я немного разочарован реакцией ряда людей на передачу в Воронеж 15 б/у троллейбусов из Москвы. Троллейбусное движение в Москве закрывают, у муниципалитетов в регионах часто нет средств на покупку подвижного состава, и правительство Москвы приняло решение раздарить свои троллейбусы. И если заберем не мы, заберут другие города.
Конечно, можно поднимать к верху нос и отказываться. Но учтите, что за такую позицию ваши внуки вас в будущем могут не похвалить. 15 живых машин как минимум на несколько лет отсрочат закрытие троллейбусного движения в Воронеже, а через несколько лет, кто знает, может и что-то изменится к лучшему?
А почему важно сохранить троллейбус в Воронеже сегодня?
1. Инфраструктура. Троллейбус – это не только ржавые машины, это и опоры с контактной сетью, и подстанции, и территория депо в непосредственной близости к центру города. Если мы закроем движение, то все это вскоре исчезнет. А для чего нам нужна инфраструктура? Если мы хотим, чтобы в будущем в Воронеже появилось ЛРТ, трамвай, метро, иная внеуличная система, то важно сохранить, то, что есть. Создать с нуля всегда сложнее, понятно, что многое придется доделывать, но хорошо, когда есть база.
2. Имидж. Воронеж – крупнейший город в Европе (до 2009 им был Тольятти), в котором нет городского рельсового транспорта. После закрытия троллейбуса, мы можем стать крупнейшим городом без какого-либо электротранспорта вообще. Для иностранных инвесторов, да и вообще, для позиционирования Воронежа, как крупного мегаполиса это плюсов не добавит. Кстати, троллейбус, безусловно, один из символов Крыма и там от него никто отказываться не собирается.
3. Экология. Троллейбус намного экологичнее дизельных и газовых автобусов. Да, пока их 30 на весь город, они мало влияют на общую картину. Но если в течение десяти лет довести эту цифру до 300 и заменить на магистральных маршрутах автобусы на троллейбусы, то вклад может стать существенным.
4. История. Воронежскому троллейбусу скоро 60 лет. Он часть нашего города, у многих с троллейбусом связаны свои личные истории. Желтые трамваи – один из символов Лиссабона, и троллейбус вполне может быть одним из символов Воронежа.
Троллейбус часто ругают и очень часто незаслуженно. Например, обвиняют его в медлительности. Но если не ремонтировать контактную сеть, не менять стрелки на современные, то действительно придется притормаживать на перекрёстках. Современные троллейбусы не медленнее автобусов. А функция автономного хода позволяет объезжать ремонты, препятствия, оставаясь при этом экономичным и экологичным транспортом. Будь у нас десяток таких машин, и 17-й маршрут не пришлось бы закрывать на время ремонта.
Говорят, что троллейбус устаревший вид транспорта. Расскажите это жителям Праги, где несмотря на развитую сеть метро и трамвая, в 2017 году возродили троллейбус, закрытый в 1972 году. Расскажите это жителям Амстердама, где в 2021 году планируется открытие троллейбуса. Во многих европейских городах троллейбус закрыли в 50е-70е годы, а теперь возрождают. Но мы не смотрим на чужие ошибки, нам, видимо важно, сделать свои.
Еще говорят, что троллейбус экономически нецелесообразен, и это тоже не совсем верно. Когда на линии 15 машин, то да, стоимость содержания депо делится на 15. Но если депо заполнено полностью, то троллейбус становится дешевле автобуса. Он стоит дороже, но меньшее количество узлов, более дешевая энергия быстро отбивают разницу. Если внимательно покопаться в цифрах воронежского предприятия, то и у нас троллейбус не такой уж и дешевый. Просто если доходы приватизировать, а убытки национализировать, то и месторождение золота начнет генерировать убытки.
А что электробус?
Безусловно, это транспорт будущего. Но не ранее того, как изобретут энергоэффективные батареи. Если вы видите новость, что в каком-то городе эксплуатируют электробусы, то чаще всего это оказываются троллейбусы с автономным ходом. Есть еще опыт Москвы и их экспериментальные электробусы. Но ни один город мира не может позволить себе таких дорогих экспериментов. Их машины на треть дороже троллейбусов и намного менее эффективнее. Из-за необходимости регулярной зарядки, на одинаковый маршрут требуется большее количество электробусов, причем в депо ночью зарядить все не получится- в одном месте просто нет такой мощности. Батареи плохо ведут себя на морозе. А уже через год-два, батареи придется менять, утилизировать, покупать новые в половину стоимость всей машины. Так что пусть в Москве экспериментируют, а когда лет через 15-20 появятся новые более дешевые батареи и сами электробусы подешевеют, мы учтем этот опыт. За такое время можно приобрести троллейбусы, выработать их ресурс, а дальше думать- менять их на электробусы или подождать еще один цикл.
В любом случае, троллейбус в Воронеже важно сохранить. И московские подарки, несмотря ни на что, нам очень пригодятся.
Комментарии