Глава Воронежа Вадим Кстенин 9 августа ввел мораторий на ликвидацию пешеходных переходов. Теперь в мэрии намерены собрать расширенное совещание, на котором выслушают доводы не только членов городской транспортной комиссии, но и представителей общественности. До этого момента будет наложен временный запрет на демонтаж знаков и демаркировку 12 переходов.
Эксперты рассказали «Времени Воронежа» о последствиях зачистки пешеходников, а также о том, какие действия необходимо предпринять властям после временного запрета.
Траур по переходам
Воронежские активисты в июле установили на месте бывших пешеходных переходов плакаты с надписью «Здесь был удобный пешеходный переход» и траурной ленточкой. Траурные таблички появились напротив Центрального рынка по Фридриха Энгельса, на Пушкинской на пересечении с Куколкина, на Кирова напротив облдумы, между рынком «Тысяча мелочей» и цирком и других местах.
Фотографии табличек появились в социальных сетях «Мой и твой Воронеж», «Типичный Воронеж». В комментариях горожане требовали вернуть пешеходные переходы и напомнили, что город должен быть удобным не только для автомобилистов. Тем более, что люди продолжают переходить в привычных им местах проезжей части.
В мэрии тогда заявили, что решения о ликвидации исторически сложившихся пешеходников принимаются на заседании городской комиссии. В нее входят чиновники, представители ГИБДД, депутаты, общественность.
Так как, по логике властей, многие переходы существуют на привычных местах почти 30 лет и уже не соответствуют требованиям безопасности, их необходимо убирать. В комиссии пришли к выводу, что практически все такие переходы противоречат здравому смыслу: ведут в проезд, на парковку, на газон. Часть из них остаются нерегулируемыми, но расположены при этом на многополосных дорогах с интенсивным движением.
В августе в Воронеже убрали еще один переход в центре – у главного корпуса ВГУ. У входа в здание зебру стерли, а новую разметку сделали немного подальше. В мэрии объясняют перенос перехода опять же заботой о безопасности и пообещали сделать его регулируемым.
Отметим, что сам Вадим Кстенин чуть позже назвал перенос пешеходного перехода у главного корпуса ВГУ достаточно взвешенным и обоснованным решением.
– Переход слишком близко к перекрестку с круговым движением, там многополосная дорога, поэтому я однозначно поддерживаю запланированную установку светофора, обустройство дополнительного антикармана и допускаю, что перемещение на несколько метров не критично повлияет на пешеходный трафик, состоящий преимущественно из студентов – молодые люди способны пройти некоторое дополнительное расстояние ради более безопасного перехода, – отметил Вадим Кстенин.
Пост на своей странице «ВКонтакте» о зачистке перехода у ВГУ 7 августа разметил активист движения «Веловоронеж» Игорь Титов. В комментариях к публикации пользователи не согласились с мнением мэрии и выразили сомнение в том, что студенты будут готовы проходить несколько лишних метров и ждать светофор. Некоторые подчеркнули, что в этом месте за четыре года не было ни одного ДТП.
Временный запрет
По сообщению мэрии, транспортная комиссия приняла решение о том, чтобы убрать еще 12 пешеходных переходов. Среди них, например, переход к Кольцовскому скверу от остановки общественного транспорта, который ведет в проезд сквозь арку к ул. Пушкинской. Знаки запланировали убрать у домов №54, 109, 121 на ул. Пеше-Стрелецкой, на ул. Юлюса Янониса, 6, ул. Любы Шевцовой, 15; ул. Арбатской, 60, ул. Краснозвездной, 10, на ул. Тепличной у домов №4, 14 и у дома №7 по ул. Чуйской, на ул. Сакко и Ванцетти, 80.
Однако ни один из этих пешеходников уничтожать пока не будут. 9 августа мэр ввел временный запрет на их ликвидацию.
– Воронеж – город для людей, а не для автомобилей, мы можем сколько угодно реализовывать крупные инфраструктурные, инженерные проекты, сколько угодно построить социальных объектов, но пока в городе не будет возможности комфортно и безопасно ходить по улицам, качество жизни не будет удовлетворять ни меня, ни горожан, – подчеркнул Вадим Кстенин.
Мэр заметил, что проблему пешеходных переходов сразу решить нельзя. В случае, если пешеходные переходы не соответствуют нормам только потому, что ведут на парковку, в проезд или на газон, ликвидировать нужно не переход, а противоречие. Если существованию перехода мешает парковочный карман, то надо делать антикарман и убирать парковочное место, а не переход, уверен мэр. Если ведет на газон, значит вместо участка газона нужно уложить тротуарную плитку, а не срезать разметку пешеходника. В крайнем случае, переход можно перенести на незначительное расстояние.
В мэрии «Времени Воронежа» пояснили, что ближайшее время в горадминистрации пройдет расширенное совещание, на котором выскажутся и представителей общественности. До этого момента наложен запрет на ликвидацию пешеходников из списка.
Меньше переходов – больше опасности
Сопредседатель общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков считает, что после моратория властям необходимо начать возвращать пешеходные переходы там, где они были ликвидированы, а также исследовать пешеходную среду в городе.
– Отталкиваться надо от потребностей пешеходов. Это, в том числе, поможет уменьшению числа ДТП: пешеход без участия автотранспорта не сможет совершить ДТП, и четыре пешехода тоже не смогут, а автомобиль может совершить ДТП в чистом поле, без единой неровности. Еще один шаг – это меры по успокоению движения, – уверен Юрий Новиков.
Также общественник не согласен с мнением властей, что практически все исторически сложившиеся переходы, организованные еще в советское время, не соответствуют действующим нормам и правилам.
– Это лукавство: пешеходный переход на Кирова соответствовал всем нормам. Как и переход на Пушкинской, и у школы № 35. И в итоге сам Вадим Кстенин сказал, что нужно подвести дорожку и сделать безопасным, а не убирать такие пешеходные переходы. От себя добавлю, что надо уже положить конец безумию автомобильных лоббистов, – подчеркнул Юрий Новиков.
Он считает, что лишь два пешеходных перехода все же стоило убрать: у дома № 80 по ул. 20-летия Октября и у гимназии им. Никитина на Московском проспекте.
– Ликвидация пешеходных переходов уничтожает городскую среду и создает условия для роста автомобилизации. Город становится менее удобным для пешеходов и более опасным для всех жителей. Создается положительная обратная связь для всех негативных тенденций, в том числе в экологии, которые становятся самоподдерживающимися. И при этом падает мобильность в городе, – отметил общественник.
С тем, что Воронеж становится опасным для жизни, согласна и краевед, член городской комиссии по культурному наследию Ольга Рудева.
– Улицы, по которым мчатся машины и пешеходы, не имеющие возможности удобным для них образом пройти в школу, поликлинику, на рынок. Очень хорошо, что мэр города приостановил необдуманный процесс, удобный только тем, кто по этим улицам перемещается на автомобиле. Каждый существующий пешеходный переход – это своя история, надо внимательно изучить, кто им пользуется, как часто. И, конечно, в самом центре города приоритет стоит отдать пешеходам, – считает Ольга Рудева.
Архитектор Анна Азизова-Полуэктова считает, что уничтожение старых пешеходных переходов должно быть поддержано установкой новых безопасных и удобных, которые соответствуют современным требованиям и примерно в тех же местах.
– Ведь в городе живут не только молодые студенты, для которых и пять верст ни крюк, у нас есть и пенсионеры, мамочки с колясками и с детьми, люди с ограниченными возможностями движения. Забота обо всех горожанах – задача, как мне кажется, ради которой работает мэрия. А сейчас получилось как: парковки платные ввели, а городского общественного комфортного и безопасного транспорта нет, пешеходные переходы убрали, а новые не сделали. Складывается ощущение, что нас специально всех загоняют в автомобили, чтобы мы вообще не ходили по улицам. Не думаю, конечно, что власти преследовали эту цель, но выглядит это именно так, – уверена Анна Азизова-Полуэктова.
Автор: Эльвира Бутырина
Фото: Эльвира Бутырина, Игорь Титов
Комментарии