В рамках Платоновского фестиваля в Воронеже прошли два показа спектакля «Холодная кровь» супругов Мишель Анн де Мей и Жако Ван Дормаля. Его премьера состоялась на Эдинбургском фестивале в 2018 году, постановка оказалась отмечена и критиками, и публикой. В России спектакль показали впервые.
Голос невидимого рассказчика считает до трех, вы засыпаете. Вам покажут сон о семи смертях: нелепых, смешных и оттого совсем не грустных. Рассказчик будет утверждать, что это вы умираете в каждой из семи ситуаций. Вы пошли в туалет и оказались единственным погибшим в авиакатастрофе, вы заплатили два евро за возможность расстегнуть бюстгальтер стриптизерши зубами и задохнулись, вы вышли в метель за хлебом и не смогли найти дорогу назад. «Ваша последняя, седьмая, смерть от декомпрессии» оказывается самой зрелищной, и вам уже не так жаль умирать в расцвете лет – в конце концов, вы побывали в космосе. Или просто привыкли.
Основные действующие лица – пальцы актеров. Они танцуют чечетку, стриптиз и балет, они водят машину и ходят в кафе, рождаются и умирают. Вы видите их лишь на экране, но на сцене можно подсмотреть, как творится волшебство. Дым, моток гирлянды и кусок картона могут сделать больше, чем компьютерные спецэффекты.
Жако Ван Дормаль известен как режиссер «Господина Никто» и «Новейшего завета». В 1980 году он получил «Оскар» за лучший зарубежный студенческий фильм. Его супруга Мишель Анн де Мей долгое время работала с хореографом Анной Терезой де Кеерсмакер и танцевала в ее знаменитом спектакле «Фаза», а в 1990 создала собственную танцевальную компанию Astragales. Свой первый спектакль Kiss&Cry супруги поставили еще в 2011 году, его одноименная труппа работала и над «Холодной кровью». Закадровый текст написал Томас Гунциг, автор романов «Смерть билингвы» и «Самый маленький на свете зоопарк».
«Холодная кровь» – это пасьянс, складывающийся из обособленных частей. Закадровый текст, музыка, игра актеров и изображение на экране - вполне самостоятельные творческие произведения. Но, наверно, их совокупность дает волшебный эффект. Рассказывать о смерти, чтобы зрителям остро хотелось жить – особая магия, подвластная лишь самым смелым творцам.
Фото со спектакля – в фотогалереи «Времени Воронежа».
Комментарии