Специалистам известно о существовании свода правил строительной климатологии, которые обязательны к применению при проектировании жилых зданий и при планировке и застройке городских и сельских поселений. Согласно этому своду, Воронежская область в значительной своей части отнесена ко второй – более «холодной» климатической зоне. При этом некоторые районы – Кантемировский, Богучарский, Россошанский, Калачеевский, Борисоглебский – отнесены к третьей, южной, зоне, где проектные параметры отличаются.
Воронежский инженер-проектировщик, член Общественного совета при областном управлении архитектуры и градостроительства Юрий Красиков считает, что давно пришла пора утвердить новый территориальный строительный норматив, который отнесет Воронеж к третьей, южной, «теплой» зоне. Неправильно, говорит он, когда в Архангельске и в Воронеже жилье возводится по одним и тем же конструктивным требованиям.
Вплотную заняться исследованием на эту тему Юрия Красикова подвигло лето 2010 года – то самое с аномальной жарой и лесными пожарами. Понятно, что делать выводы по одному только 2010 году нельзя – то лето было исключительным во всех отношениях. Поэтому Юрий Красиков проанализировал данные метеослужбы за шесть последних лет и пришел к выводу, что в Воронеже среднемесячная температура воздуха в июле за период с 2011 по 2016 годы составила +22,03 градуса.
А для второй климатической зоны, согласно строительной климатологии, максимальный порог июльской температуры составляет 21 градус.
Логика и здравый смысл, говорит Красиков, подсказывают, что в Воронеже нужно строить по другим канонам, нежели в Москве или Костроме.
Можно, конечно, возразить, что шестилетний период наблюдений – невеликий срок для обобщений. Однако, когда Юрий Красиков обратился к воронежскому руководству Гидрометцентра с просьбой предоставить данные о температуре воздуха в июле за последние 30 лет, то, к своему большому удивлению, услышал: это огромный накопленный государством багаж знаний, который стоит денег.
Теперь Красиков подумывает обратиться с той же просьбой в Военно-воздушную академию, где спокон веку готовили военных метеорологов и попутно вели климатические наблюдения.
Идею о «переводе» Воронежа в южную климатическую зону он, разумеется, высказывал на собраниях Общественного совета. Коллеги прислушались, заинтересовались. Проект был направлен в управление архитектуры и градостроительства. Из управления его направили на экспертизу в ВГТУ – бывший строительный университет. Вердикта оттуда пока не поступало.
Самое главное - что должно измениться при строительстве многоквартирных домов, если Воронеж официально станет южным городом?
Юрий Красиков перечисляет особые требования к проектированию жилых многоквартирных домов в третьем климатическом районе: квартиры должны быть обеспечены горизонтальным и угловым проветриванием; в зданиях, в том числе общественных, должны быть стационарные солнцезащитные устройства, к примеру, жалюзи, и усиленная вентиляционная система. Кроме того, в третьей зоне действуют иные нормативы энерго- и теплосбережения зданий и сооружений.
Если идея проектировщика Красикова получит воплощение, то воронежским застройщикам придется, извините за тавтологию, перестраиваться. Одному местному девелоперу Юрий Васильевич свою идею высказал. Тот пожал плечами: а зачем суетиться, наши квартиры и так покупают.
Мы спросили у Красикова, кто в конечном итоге должен принять решение об утверждении «южного» территориального строительного норматива для Воронежа? Он ответил: Виталий Шабалатов – зампредседателя областного правительства, курирующий строительную отрасль региона.
Сам, вице-премьер признался, что гораздо более актуальной ему представляется другая тема – покупательская способность населения. Как сделать так, чтобы жители города и области покупали жилье, возведенное воронежскими застройщиками, - вот, на его взгляд, самый насущный вопрос текущего момента. Насколько его можно было понять, условия экономического кризиса не способствуют размышлениям над вопросами общего порядка и перспективного планирования.
Глава воронежского Союза строителей Владимир Астанин, сославшись на то, что глубоко он в эту тему не погружался, тем не менее, подошел к делу с предельно практической стороны. Возможно, сказал он, климат в Воронеже действительно изменился. Но достаточно всего одной зимы, когда температуры опустится до 40 градусов, и тогда все, построенные для южной зоны дома промерзнут насквозь и наступят последствия необратимые. А кто может гарантировать, что такая зима нас минует?
Заодно он напомнил, что теплоизоляция в домах защищает не только от холода, но и от чрезмерного тепла.
Но Юрий Красиков, в свое время создававший Генеральные планы закрытых городов при космодромах, уверен в правильности своего предложения. Изменение нормативов, считает он, позволит получить суммарный эффект энергосбережения от применения архитектурных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических и материальных ресурсов.
По нашей информации, свою идею Юрий Красиков намерен презентовать на очередном форуме «Зодчество», который пройдет в Воронеже в начале лета.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии