Управление по государственному регулированию тарифов Воронежской области 4 июля опубликовало приказ, согласно которому с 15 июля плата за проезд в общественном транспорте в Воронеже подорожает до 17 рублей днем и до 25 рублей ночью. Сообщение об этом, размещенное на портале правительства области, исполнено в стиле, который можно принять за извинение.
Правительство отмечает, что все городские перевозчики (на сегодняшний день насчитывается 13 организаций) регулярно обращались в управление с просьбой об увеличении тарифа. Интернет-газета «Время Воронежа» рассказывала, что в одном из таких обращений, отправленном в марте, перевозчики представили экономическое обоснование, согласно которому при тарифе в 15 рублей они несут хронические убытки. Весной владельцы маршрутов настаивали на том, чтобы им разрешили возить людей за 17 рублей.
А теперь правительство области уведомляет, что «предлагаемая перевозчиками стоимость проезда составляла до 27 рублей».
Но социально ответственные работники администрации на такое увеличение пойти не могли, разумеется. Как говорится в официальном сообщении, «специалистами управления проведена оценка экономической обоснованности расходов в соответствии с методикой и с учетом показателей прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Принято решение установить единый тариф на проезд в троллейбусах и автобусах большой, средней и малой вместимости: днем поездка будет стоить 17 рублей, в ночное время (с 22 до 6 часов) – 25 рублей».
Вот такой заслон был поставлен на пути алчных перевозчиков.
Далее правительство объясняет, почему все-таки надо было повышать тариф. Оказывается, эта мера «связана с реализацией городской программы обновления общественного транспорта». Напомнив, что пятилетние контракты, заключенные городскими властями с перевозчиками в 2015 году, предусматривают поэтапную замену старых автобусов к 2019 году, областные чиновники добавляют, что обновление подвижного состава будет происходить «в том числе и за счет частных инвестиций».
Это «в том числе» не кажется убедительным: наша интернет-газета уже писала, что в прошлом году все маршрутные машины были закуплены за счет частных средств, да и в этом году бюджетных трат на покупку автобусов не предусмотрено.
А в правительстве области подсчитали: «Увеличение тарифов позволит направить на замену подвижного состава 1 миллиард 007 миллионов 372, 5 тыс. рублей в текущем году; в 2018 - 902 миллиона 713,91 тыс. рублей; в 2019 – 867 миллионов 521,67 тыс. рублей».
Заодно власти нам напомнили, что в последний раз стоимость проезда в Воронежа менялась в далеком 2015 году – с 12 рублей до 15-ти.
И в качестве последнего утешения приводятся данные о стоимости проезда в общественном транспорте в других городах-миллионниках. И везде эта плата больше нашей – от 20 до 28 рублей.
Завершается правительственное сообщение совсем трогательно: «Даже в ряде не столь больших городов стоимость проезда выше, чем в Воронеже. В Ярославле стоимость проезда на всех видах городского транспорта - 23 рубля. А в Тюмени горожане платят 22 рубля за проезд еще с 2015 года».
Да, говорит власть горожанам, мы повысили плату за проезд, но могли бы увеличить тариф и сильнее. К тому же в других городах люди давно платят больше, чем вы. И вообще – ваши деньги пойдут на покупку новых автобусов – для вашей же безопасности.
За кадром этого сообщения остаются два момента.
Во-первых, в названных городах перевозкой пассажиров занимаются совсем не только частные предприятия, а, значит, какая-то часть платежей в том или ином виде поступает в бюджет.
В Воронеже есть только одно профильное муниципальное предприятие – «Воронежпассажиртранс», его доля на рынке крайне невелика, да и маршруты этому предприятию по случайному, разумеется, совпадению достаются не самые выгодные.
Городская Контрольно-счетная палата, проверив деятельность «Воронежпассажиртранса» за 2016 год и первые месяцы текущего года, констатировала: «Деятельность МКП по перевозке пассажиров убыточна. Себестоимость перевозки одного пассажира троллейбусом – 32,4 руб., автобусом МКП – 26,9 руб., что в два раза больше установленного тарифа. По результатам финансово-хозяйственной деятельности МКП МТК в 2016 году сложился балансовый убыток в сумме 97,3 млн. руб.».
Также аудиторы обратили внимание на еще один существенный факт: «Структура подвижного состава МКП не может обеспечить выполнение договоров на осуществление пассажирских перевозок: потребность в автобусах малого и среднего класса обеспечена менее, чем на 25%».
Очевидно, что себестоимость перевозки одного пассажира в муниципальном автобусе мало отличается от себестоимости поездки в автобусе частном. Так что, когда перевозчики просили управление по тарифам увеличить плату до 27 рублей, они исходили все-таки из экономических расчетов, а не из одной только алчности.
Стало быть, увеличение тарифа до 17 рублей не решит ни одной из проблем городского общественного транспорта. И как уж они там будут обновлять подвижной состав, за счет каких средств – можно только гадать.
Первое, что приходит на ум – оборот неконтролируемого «черного нала» позволит им тратить средства на покупку новых машин.
И это второй момент, который в правительственном сообщении никак не отражен. Если бы власти добились того, чтобы водители получали хотя бы «серую» зарплату, они бы, несомненно, об этом отчитались перед публикой. Но раз этого не произошло, раз деньги воронежцев, путешествующих по городу в общественном транспорте, по-прежнему целиком и полностью остаются под контролем перевозчиков, то и ожидать изменений не приходится.
А извинения… Спасибо за попытку их произнести. В Тюмени, вон, 22 рубля платят еще с 2015 года, и никто перед ними, небось, и не извинился.
Автор: Герман Полтаев
Комментарии
Петр