Недавно в Воронеже, в экспоцентре ВГАУ прошла интереснейшая научно-практическая конференция: «Рынок пищевых продуктов РФ. Распространённые фобии и мифы. Научный подход к их пониманию и интерпретации».
Главные информационные блюда подали шеф- докладчики из института питания РАМН, который теперь называется ФГБУН "ФИЦ питания и биотехнологии" (даже не решусь расшифровывать).
Конференция созывалась в честь десятилетия нашего воронежского движения «Качество нашей жизни» - но даже на сайте этой уважаемой организации мы не нашли ни анонса, ни релиза – ни-че-го!
Думаю, это не заговор молчания. Просто наши высоколобые гости оказались не в тренде. Нынче в моде – продовольственные ужастики. Если бы конференция называлась «Караул! Мы едим отраву!» - то можно не сомневаться, публикации были бы в топе новостей.
Еда и другие яды
- Мы активно ждем, что нас отравят, - сказал в своем докладе доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией химии пищевых продуктов Владимир Бессонов . - Недаром в обиход вошло выражение "Еда и другие яды". Современный продукт - это смесь макрокомпонентов, микрокомпонетов, биологически активных веществ, пищевых добавок и контаминант - так называемых загрязнителей. И с каждым компонентом связаны легенды - с белками, жирами, углеводами, витаминами. Слава богу, золы и влаги еще не касаются эти легенды.
По мнению профессора Бессонова, объективна только одна проблема, которая рождает современные мифы:
- Первый закон о питании говорит: чтобы не потолстеть, нужно съесть ровно столько, сколько ты потратишь энергии.Но есть второй закон: мы должны получить определенное количество биологически активных веществ – для того, чтобы содержать организм в химической норме. Нам, протирающим штаны в офисах, нужно 1800-2500 ккал, а человеку, бегающему за мамонтом - 4000. Но, недополучая эти 2000 ккал, мы недополучаем не только энергию, но и биологически активные вещества! Наши энергозатраты изменились, а физиология осталась той же, что и была во времена мамонтов. Отсюда и появление обогащенных пищевых продуктов, которые порой автоматически попадают в разряд «вредных».
То есть, я так понимаю: образовавшуюся диспропорцию между калорями и "биоактивом", или как говорят экономисты, «выпадающие доходы», надо чем-то заполнить, и природа пока не придумала чем. А значит, нам нужны новые источники пищи, ингредиенты и технологии, чтобы уплотнить рацион биоактивными веществами.
Раньше сахар был слаще?
Но газетам нужны сенсации, а общественникам - популярность. Что говорить о новых технологиях, если с подачи этой парочки народ и старые продукты принимает в штыки, стоит что-то обозвать по-другому.
- Когда моя мама брала Е500 - соду и добавляла Е260 - уксусную кислоту, и получала Е262 - разрыхлитель для теста, - она наверное, совершала продовольственное преступление, - продолжал Бессонов. - Добавки всегда были. Просто в какой-то момент истории надо было поместить на этикетку весь перечень ингредиентов, который там использован. Если все описывать словами, то этикетка жевательной резинки выглядела бы как огромная сигнатура - вроде тех, что прилагаются к антибиотикам. Поэтому появились вот такие международные обозначения: Е500, Е260...
Каждый суслик в поле - агроном
Вот еще несколько постулатов от ведущего эксперта продовольственной сферы.
- Порядка 95-98% ингредиентов, которые мы называем пищевыми добавками, - это натуральные продукты. И когда начинается битва против эмульгаторов (получаемых из растительных масел), против крахмалов, остается только радоваться за людей, которые так хорошо разбираются во всем! Поистине "Каждый суслик в поле агроном".
- Витамины бывают натуральными и синтетическими – и они равноценны. Мы должны жить в другой вселенной, чтобы витамины, полученные синтетическим путем, отличались от полученных из природных источников!
- Во время исследований безопасности пищи в России в окружающую среду попадает около 4 тысяч тонн концентрированных кислот.
- Раньше я шел мимо кондитерской фабрики и вдыхал эссенцию "Дюшес". Теперь она же называется ароматизатором. Эссенцию ностальгически считают замечательной, нынешний ароматизатор - чем-то ужасным.
- Вот я выпустил замечательный продукт –«Молоко, не содержащее мел!». И тем самым указал на то, что другие-то содержат мел! Или – «Молоко без ГМО», намекая, что другие содержат ГМО.
- Когда моему научному руководителю задавали вопрос: а как вы выбираете продукт, вы же все про это знаете, он отвечал: я выбираю продукт по сроку годности. И этот ответ вводит в ступор журналистов. Здоровое питание - это весь комплекс продуктов плюс физическая активность.
Но у профессора прозвучал еще более четкий, бескомпромиссный, еще более научный вывод:
- Надо меньше жрать и больше двигаться!
Это все, напоминаю, звучало в честь юбилея «Качества нашей жизни», которое гордится тем, что разоблачает суррогаты и разного рода фальсификаты. А их гости утверждали, что ничего вредного в этих «фальсификатах» нет.
Нет, не тех гостей пригласили юбиляры, их, право, лучше забыть, как кошмарный сон.
На снимке: в шутке ученого – лишь доля шутки
Комментарии
1