«Расисты» и «почвенники»
Один мой коллега, придерживающийся националистических взглядов, не устает заверять меня в том, что его воронежские единомышленники во главу угла ставят «не кровь, а дух». Дескать, в основе их национализма лежит приверженность культурной доминанте: «Русский – это состояние души». И главное – якобы именно такие взгляды пользуются широкой поддержкой в нашем городе, а вовсе не идеи этнической сегрегации. Но так ли это?
Спору нет, что националист националисту рознь. Их можно разделить две условные категории – «расистов» и «почвенников». Первые делят людей на высших и низших в соответствии с их этнической принадлежностью. Подводят под это глубокое, с их точки зрения, обоснование: например, «у негров даже IQв среднем ниже, чем у белых». И соответственно их национализм основывается на превосходстве собственного этноса над другими. Корни такой националистической доктрины уходят на Запад. Не будем вспоминать отошедшие в прошлое американский «Ку-клукс-клан» и германскую НСДАП. Но у такого рода национализма есть и относительно современные вдохновители: британский рокер Ян Дональдсон, американский клерк Дэвид Лейн, норвежский металлист Варг Викернес. Их духовный брат – террорист Андерс Брейвик, который, впрочем, прославился массовым убийством не инородцев, а собственных соотечественников - для привлечения внимания к своему неонацистскому манифесту «2083 -Декларация независимости Европы».
Вторые, «почвенники», в основание своих взглядов кладут не расовую теорию западного происхождения, а идеи русского консерватизма. Его основоположников же заботило совсем иное – не превосходство русской нации над другими, а ее уникальный путь, кардинально отличный от западного как в политическом, так и в духовно-нравственном аспекте. Для русского консерватора Россия не ограничивается государствообразующим народом и занимаемой территорией. Это прежде всего таинственная душа страны. Это особая миссия России по отношению к остальному миру. В таком ключе мыслили и мыслят идеологи русского национализма, начиная от Ивана Солоневича, Ивана Ильина, Алексея Суворина, Константина Победоносцева и заканчивая Александром Прохановым, Егором Холмогоровым, Александром Дугиным и Дмитрием Рогозиным. И все перечисленные были или являются не музыкантами или клерками, а философами, писателями, учеными либо государственными деятелями. Великий мыслитель Николай Бердяев в своем трактате «Русская идея» давно поставил точку в этом вопросе: «Русским чужда мистика расы и крови».
Национализм по Брейвику или по Бердяеву?
Посмотрим, какая именно разновидность воззрений пользуется популярностью у широких масс, причисляющих себя к русским националистам. Показательным в этом плане является отношение к проблеме миграции. Для духовных братьев Брейвика она является политической проблемой №1, поскольку для них инородцы и иноверцы представляют собой часть абсолютного зла. А оно, как известно, без вариантов подлежит уничтожению. Для тех же, кто понимает русский национализм в духе Бердяева, миграция – лишь одна из общественных проблем, не входящая в число первостепенных, имеющая как отрицательные, так и положительные стороны.
Владимир Путин, цитировавший в ходе оглашения своего недавнего послания Федеральному Собранию именно Бердяева, четко дал понять свое отношение к этой проблеме: следует заставить мигрантов платить больше налогов (обязать их покупать патент и при работе на юрлиц) и более тщательно выяснять цели их приезда (чтобы своевременно выявлять экстремистские и криминальные элементы). Т.е. для него важен экономический аспект (чтобы дешевая рабочая сила не использовалась бизнесом в ущерб государству) и социальный (снижение уровня криминогенности мигрантской среды), но не политический (очищение нации от чужаков).
А если мы посмотрим, о чем пишут пользователи социальных сетей, обозначающие себя как воронежцы и заявляющие о своих националистических убеждениях, то нетрудно заметить – лейтмотив их политических постов: «Мы – против чурок!». Самая ходовая шутка: «С каждым лайком в России исчезает хач». Программа, изложенная простым воронежским сторонником национализма, очень проста: «Мы руские можем жить а автономном режиме ресурсов у нас хватает закрыть <…> границу а чужаков <…>» (орфография и пунктуация сохранены). И самые топовые темы – преступления, которые совершают люди неславянских национальностей. Вне зависимости даже от того, являются они гражданами нашей страны или нет. Акцент на таких, к счастью, единичных инцидентах – самый легкий способ разжечь массовую агрессию в отношении инородцев, в результате которой последние уже сами становятся жертвами преступлений. Вот такая идеология распространяется в соцсетях под лозунгом «Воронеж – русский город».
И на кого, собственно, опереться в таком случае лидерам русских националистов, для которых главное - культурная доминанта? Смогут ли они вести своих рядовых сторонников, если исповедуют не близкую массам «брейвиковскую», а чуждую им «бердяевскую» версию национализма?
О чём печалится настоящий патриот
Для консерваторов миграционная угроза – это прежде всего импульс к осмыслению духовного состояния собственной нации. Например, наводнение Франции арабами-мусульманами они рассматривают как кару за отход от традиционных ценностей страны, бывшей некогда оплотом католичества. И нашим «почвенникам» тоже не уклониться от вызова миграции. Но - в отличие от подражающих западным собратьям «расистов» - они склонны сначала разобраться в своих соотечественниках, в самих себе, а уж потом решать, что делать с приезжими. И в этом плане для меня примечательны отзывы трех моих знакомых, эмигрировавших в США. Я попросил этих девушек, у которых за океаном совершенно разные занятия и образ жизни, сравнить американцев с воронежцами. Вот выдержки из их ответов:
- Люди более доброжелательные. Соседи, прохожие, почти все. Езда на авто в 100 раз безопаснее.
- Люди довольно дружелюбные, простые… Никто нигде не хамит, на дороге соблюдают правила…
- В Америке процентов на 30 больше достойных мужчин без наркомании и алкоголизма, так что у меня шансов было немного больше.
И вот кого мы потеряли для нашей страны и нашего города только из-за того, как мы, земляки, друг к другу относимся здесь (чего уж говорить о приезжих). Одна из моих знакомых - продвинутая «айтишница» с хорошими мозгами, другая – стилист с хорошим вкусом, третья – просто домовитая. И все – красивые. Но они не радуют наш глаз на улицах Воронежа. Вот о чем печалится настоящий патриот России. И вот о какой миграции стоило бы беспокоиться в первую очередь и русским националистам.
Комментарии