Нужны ли губернатору Гордееву и мэру Гусеву только дисциплинированные исполнители и «чистые» технократы?

Нужны ли губернатору Гордееву и мэру Гусеву только дисциплинированные исполнители и «чистые» технократы?
[обсуждение]

«Ничего личного – только регламент!»

Волна свершившихся и ожидаемых кадровых изменений как в мэрии, так и в облправительстве в связи с избранием Александра Гусева воронежским градоначальником, уже названа «торжеством технократии». Неужели в этом и состоит ключ к кадровым решениям в нашей области?

С учетом того, что связка губернатор – мэр крепка как никогда, действительно, следует ожидать проведения единой кадровой политики на обоих уровнях власти. И получается, что идеальным управленцем в наших краях является робот Вертер из фильма  «Гостья из будущего», действующий строго по инструкции и руководящий такими же андроидами. Ведь технократия, если говорить популярно, – это власть специалистов, экспертов, инженеров, которые при организации работы опираются преимущественно на научные знания и исключительно на рациональный подход. Ничего личного - только регламент.

Однако для достижения результата иногда требуется не только командовать и выполнять распоряжения, но договариваться и переубеждать, в том числе и собственное руководство, проявлять инициативу и лидерские качества. В конце концов даже робот Вертер писал стихи. И неужели Алексею Гордееву, а вслед за ним и Александру Гусеву, требуются лишь дисциплинированные исполнители, «чистые» технократы? Для ответа на этот вопрос необходимо выявить  принципы, которыми руководствуется глава области в своей  кадровой политике.  Надо отметить, за последние годы они претерпели существенные изменения.

Известность и поддержка влиятельной группой интересов

В начале своего правления губернатору приходилось избегать различных политических рисков, один из которых – отторжение его фигуры региональной элитой. Поэтому основными критериями подбора кадров на руководящие посты были известность и авторитет назначенца в местном истеблишменте и поддержка его кандидатуры  какой-либо влиятельной группой интересов (финансовых кругов, «старой бюрократии», директорского корпуса и т.д.). По такому принципу приглашение в команду получил и начавший карьеру госдеятеля с руководства «промышленным» департаментом Александр Гусев (ранее – глава городского Совета промышленников и гендиректор «Воронежсинтезкаучука»). Даже одиозный «Родной Воронеж» в первом составе правительства Алексея Гордеева имел своего ставленника - зампреда облправительства по «социалке» Галину Агапову, которую с бывшим мэром Сергеем Колиухом связывало комсомольское прошлое и работа в горадминистрации на аналогичном посту.

Только незначительную часть назначенцев, брошенных на наиболее коррупциогенные участки, составляли люди, которые не пользовались известностью в элитных кругах, но которых давно и с хорошей стороны знали сам губернатор или его близкие знакомые.  К ним предъявлялось только одно требование – хотя бы минимальная компетентность в вопросах подведомственной сферы. Из таковых в региональных органах власти самым заметным сейчас является зампред облправительства - руководитель департамента имущественных и земельных отношений области Максим Увайдов (ранее – директор правового департамента Минсельхоза). А в свое время самым влиятельным в этой группе, безусловно, был экс-зампред облправительства Александр Песов.

Во власть приглашают в зависимости от заслуг

По мере укрепления позиций губернатора, прежде всего - в связи с ростом общественной поддержки, его кадровая линия стала претерпевать значительные изменения.  Появился общий для всех кадровых решений  принцип, противоположный предыдущей установке  - кандидат на высокую должность не должен быть связан с группами интересов ни внутри элиты в целом, ни в подведомственной  отрасли в частности. Яркий пример – нынешний руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко, которая до своего назначения летом текущего года трудилась проректором по учебной работе ВГУ и напрямую не была связана с культурной сферой региона.

Теперь к первому типу назначенцев относятся люди, которые проявили себя внутри региональной системы власти: на глазах главы области или даже под его началом. Ранее заполнять вакансии высших руководителей «своими» было чем-то сродни табу. Первой ласточкой стал, пожалуй, Василий Тарасенко, перешедший в 2010 году на пост руководителя департамента по развитию муниципальных образований области с должности руководителя оргуправления правительства. Другие примеры: второе назначение Александра Гусева (вице-губернатором - первым зампредом облправительства), приход Сергея Куприна на должность зампреда облправительства – руководителя департамент архитектуры и строительной политики области (ранее руководил подведомственным казенным предприятием «Единая дирекция капитального строительства и газификации») и т.д.

Второй тип назначенцев составляют те, кто достиг успехов вне региональной системы госвласти, чему есть неоспоримые подтверждения. И не важно, имеют ли они отношение к региону, известны ли они в элитных кругах. К таковым, например, можно причислить зампреда облправительства Алексея Беспрозванных, сделавшего блестящую карьеру в ОАО «МТС».

При кадровом отборе утратили важность и личное знакомство с Алексеем Гордеевым, и известность в элите. Стало даже противопоказано наличие поддержки со стороны определенных групп влияния. А эффективность, успешность управленца вышли на первый план. Но, как видим, ни вначале, ни впоследствии Алексей Гордеев при принятии кадровых решений не использовал технократический подход, согласно которому «подкованность» в узкоотраслевых вопросах и дисциплина важнее лидерских качеств и инициативы. Нынешний кадровый стиль губернатора можно охарактеризовать как меритократию, которая означает приглашение людей во власть в зависимости от их заслуг.

Оптимальный вариант перераспределения власти

Осуществление кадровой политики на принципах меритократии возможно только при формировании органов власти сверху (путем назначения), а не снизу (путем избрания). Ведь надо знать о руководителе по его работе, а не по предвыборным плакатам. А это оправданно только при том условии, что лицо, принимающее кадровые решения, действует исключительно в интересах общества, большинства граждан, а не из узкокорыстных побуждений. В противном случае получается плутократия (правление коррупционеров), т.е. полная противоположность меритократии. Возможно, пресловутые фильтры, когда в кадровый процесс включаются осведомленные люди (эксперты или депутаты), позволяющие формировать правящий класс одновременно и сверху, и снизу, - это оптимальный вариант перераспределения власти.

И, надо сказать, губернатор Алексей Гордеев такой фильтр давно ввел.  Ведь неизменным в его кадровой политике осталось одно – все кандидатуры он, как правило, согласовывает с представителями тех сообществ и отраслей, с которыми предстоит иметь дело его назначенцам. Поэтому в кадровом вопросе сейчас правильнее было бы говорить о торжестве меритократии, а не технократии.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.