Август на пороге и поэтому разговоры про кризис актуальны как никогда. Если у американцев есть поговорка «пришел май – продавай», то в новой России месяцем, овеянным страшными легендами, безусловно, является август. Именно в летние, для многих отпускные дни, люди ждут катастрофического развития событий, тихим добрым словом поминая и 1998 и 2008. Так будет или нет?
Ответа, конечно, не знает никто. Доводов за и против любой читатель «Эксперта» и зритель «РБК-ТВ» может назвать сотни. При этом, с разной степенью трезвости он будет рассуждать о замедлении экономики Китая, проблемах Еврозоны, вопросах с ипотекой и госдолгом в США. Наверняка вспомнят и про Японию и про сложности на развивающихся рынках. Однако, ответить на простой вопрос – «Будет ли кризис в августе?» не один из аналитиков не решится. Это не на десять лет планировать, когда, как говорил Ходжа Насреддин «или ишак сдохнет или падишах умрёт». Здесь за свои слова отвечать придется. Впрочем, самые опытные аналитики и тут выкручиваются, говоря, что все случилось, например, в сентябре, если прогнозировали штиль и наоборот. Наверное, вы уже поняли, что доверять аналитикам в деле определения сроков нельзя. Поэтому и рассказывать про точное время «Ч» я вам не буду. Давайте лучше оценим готовность региона к прогнозируемому кризису и сравним с результатами недавнего прошлого.
Сейчас много разговоров идет о вступлении в ВТО и последствиях этого события для экономики страны и региона. Последние, теоретически, могут начать сказываться уже в августе. Выскажу неожиданную точку зрения - думаю, что они будут практически не чувствительны для региона. Импровизированный опрос руководителей предприятий Воронежа и области, проведенный мной, показал, что они не видят причин для беспокойства. Опасения высказали только несколько представителей сельхозотрасли – они ожидают роста конкуренции со стороны импортной свинины и курятины. Все остальные говорили, что на их бизнесе ВТО не скажется, несколько человек отзывались о результатах положительно. Для меня такой итог был ожидаем – те отрасли, которые могли сильно пострадать (электроника, машиностроение, текстильная промышленность и многое другое) за время многолетних переговоров итак «благополучно» умерли, те предприятия, которые остались – в обозримой перспективе не умрут уже по политическим (например, ВАСО) или оборонным причинам (например, КБХА или «Созвездие»). Безусловно, можно долго оспаривать репрезентативность моего опроса. Кстати, это уже делалось в частных беседах неоднократно. На просьбу привести собственные корректные и репрезентативные исследования следовали аргументы про самоочевидность вреда ВТО для региона. Спорить с людьми верующими я не рискнула. Те исследования, которые попадались мне, показывают относительно небольшое (до 0,5% ВРП) отрицательное влияние в краткосрочной перспективе при туманных положительных последствиях в будущем. Так что вряд ли именно ВТО станет спусковым крючком нового кризиса.
Так что вернемся к возможности кризиса вызванного, как принято говорить в наше политкорректное время, «нестабильностью на западных рынках». Итак, какие же отрасли продемонстрировали наиболее глубокий провал в 2008 году? Прежде всего, строительство и производство стройматериалов, а также промышленность. Улучшилась ли ситуация по сравнению с летом 2008 года сейчас? Думаю, что нет. В строительстве анонсирован большой блок проектов, реализация которых возможна только за кредитные средства. Можно долго спорить «пузырится» ли строительный рынок или цена на квартиру в Воронеже и должна быть аналогична цене в Берлине, Риме и Праге, однако, факт налицо. Значительная часть квартир – инвестиции разной степени продолжительности. Уход спекулянтов с рынка в случае развития кризисных явлений обрушит цены на 20-30%. Нынешний пузырь ничем не отличается от ситуации недалекого прошлого, а, значит, и последствия будут похожими. Аналогичная ситуация на рынке нежилых объектов. Офисную и коммерческую недвижимость, унылыми недостроями раскиданную по городу дополнят гостиницы, бум на которые начался в прошлом году. Строительный бизнес, только начав отходить от жесткой посадки, вполне может нарваться на новые проблемы. Тем более, что кризис ничему не научил.
В промышленности ситуация аналогична. Наиболее известные проблемы возникли у Семилукского огнеупорного и Павловскгранита. Вмешательство государства, конечно, изменило ситуацию, но в новый кризис можно ожидать полного повторения сценария. Стабильности не прибавилось, обновления основных фондов и технологий не произошло. На большинстве предприятий судорожное латание дыр – не только от жадности менеджмента (хотя и от него тоже), а результат целого комплекса причин – от особенностей отрасли до инвестиционного климата. Впрочем, тема слабости нашей промышленности – отдельный большой вопрос, а нам остается констатировать, что и здесь улучшений не видно. Большинство предприятий по-прежнему практически беззащитны перед лицом даже легкой рецессии.
Получается, что последствия нового кризиса, если он будет вызван проблемами мировой экономики, будут столь же, а то и более глубокими, чем в 2009 году. Значит потеря 10% ВВП и медленное – 2-3-летние восстановление вполне могут быть реальным итогом гипотетического «августа 2012».
Мне такой итог не нравится, а вам?
Оставайтесь с нами на Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter
Комментарии