Александр Кучеренко: «Нельзя отправить ребёнка в школу и сказать: «Тебе всё дадут»

Александр Кучеренко: «Нельзя отправить ребёнка в школу и сказать: «Тебе всё дадут»
Депутат Воронежской облдумы Александр Кучеренко подвёл итоги года в образовании

Расходы на образование в Воронежской области растут с каждым годом. В 2015 году в бюджете области в этой строке значится сумма в 18 млрд. рублей. К слову, эта статья расходов не только самая большая, но и намного больше, чем в прошлые годы.

О том, как расходуются эти средства, а главное -  что больше всего нуждается в тратах, корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» поговорила с заместителем председателя комитета по образованию и молодежной политике Воронежской  областной думы Александром Кучеренко.

 – Средства, которые в областном бюджете выделяются на образование, с каждым годом растут. О чём это говорит, на ваш взгляд?

Первое – это внимание, которое сейчас уделяется образованию. Здесь речь идёт и о распоряжении губернатора, которое обязывает нас довести зарплату работников образования до средней по экономике. Тут надо сразу уточнить, что оклад и зарплата – это разные понятия. Если возьмем минимальный оклад полковника ГУВД, он тоже может быть 8 тыс. рублей, но при этом зарплата выше. В наших планах сейчас приравнять совокупный доход учителя на рабочем месте к среднему по экономике. То есть довести его примерно до 25 тыс. рублей.

При этом нужно понимать, что в некоторых школах, например, учитель получает 15 тыс. рублей. Директора говорят, что они не могут человека обеспечить тем объемом часов, который он может выполнять. Нет потребности – кто-то работает на ставку, кто-то на полставки. Здесь нужно разграничивать, чтобы не было никаких спекуляций.

Следующий момент – очень большое внимание сейчас уделено школам в районах. Например, была проблема, что не везде были отапливаемые  туалеты в зданиях. Так вот этой проблемы больше нет. Все образовательные учреждения Воронежской области, где есть техническая возможность, получили такие туалеты.

- Недавно министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал о том, что все российские школы укомплектованы учебниками, и родителям больше не придётся их покупать. В Воронежской области это так?

- С одной стороны для родителей ситуация решена - вышло постановление, которое обязало все учебные учреждения приобретать учебники за свой счет. Но нужно понимать: мы говорим об обязательной общеобразовательной программе. Но школы не обязаны покупать дополнительную литературу. То есть нельзя отправить ребенка в школу и сказать: тебе всё дадут.

Второй момент – когда было принято решение об обязательной программе, средства выделены еще не были и директора школ были обязаны из внутреннего школьного фонда приобретать ученики с условием, что областной и федеральный бюджеты компенсируют расходы. Насколько я знаю, в сентябре вопрос был ещё актуален. Но ко мне учителя не обращались. Делаем вывод – вопрос снят с повестки дня.

– А что происходит с сельскими школами, которые признаются малокомплектными? Они закрываются?

– Есть разные формы. Их  либо объединяют, либо учеников возят в другие школы. К слову, сейчас в школах Воронежской области  531 автобус – свой транспорт есть почти у каждой школы.

- Но всё равно же есть некие неудобства…

- С одной стороны да, а с другой – проблема не только в том, что мало учеников, от этого в первую очередь страдают учителя. У них зависит зарплата не только от часов. Среди прочего зарплата зависит и от количества обучающихся. Будет 5 или 35 – учитель будет тратить те же силы, но получит мало. У нас идёт подушевое финансирование. Нужно понимать – в этом случае будем терять специалистов. У них и так невысокая зарплата. Плюс это серьезные расходы для бюджета – пострадает качество образования.

– Хочется перейти к тому, от чего, по мнению многих, страдает качество образования. В Воронежской области сейчас есть какие-то курсы повышения квалификации для учителей, на которых бы учили готовить к ЕГЭ? Отмечу, что некоторые учителя, несмотря на то, что ЕГЭ уже не первый год существует, до сих пор не полностью разбираются в правилах, и от этого не могут хорошо подготовить даже отличника…

 Я не знаю, есть ли такие курсы, но если говорить о специфике экзамена, то сейчас вводится возможность написания сочинения. То есть мы уходим от этих галочек – «согласен или нет». Во-вторых, в принципе задача любого экзамена – не только выявить знания, иначе, зачем вы там столько лет учились? Пришли, сдали экзамен и все. А именно, научить мобилизовать себя в сложной ситуации. Какая форма – ЕГЭ, сочинение – неважно, это лишь внешнее выражение. Ученики должны уметь мыслить, получив багаж знаний. Люди учатся не ради ЕГЭ – вот как только они это поймут, сразу все вопросы исчезнут. А то в школе ради ЕГЭ учатся, в институте – ради диплома…

– Сейчас нижняя планка результатов ЕГЭ, к примеру, по русскому языку, в России, снизилась. Получается, что школьники всё меньше понимают, что учатся не для ЕГЭ?

– Планка, понятно, условна. Если говорим о качестве образования, я так понимаю, мои коллеги из вузов говорят, что уровень абитуриентов ниже, чем был раньше. С одной стороны, можно списать на старческую характеристику, но где-то готов признать, что это действительно может быть. Вообще факторов много. Я очень часто слышу от учителей, что они оказывают «образовательные услуги»,  и об этом нужно задуматься. ЕГЭ – это действующий стандарт, он может нравиться или нет. Я вижу его главную возможность – поступление в любой вуз и этот плюс многократно перекрывает многие минусы. Поэтому нужно искать причину проблем в себе, а если там вы её не находите, то нужно смотреть на людей, которые работают в той или иной сфере.

ЕГЭ – это форма и она правильна. А содержание нужно обсуждать, давать разную оценку со стороны педагогов, чиновников, родителей, детей. Власти могут дать эту площадку для обсуждения. Если же люди будут это на кухне обсуждать, то с места ничего не сдвинется.

- Что вы подразумеваете под формой, и что под содержанием?

– Касаемо формы, для меня в первую очередь плюс – возможность спокойно в одном месте сдать экзамен и поступить в любой вуз. По содержанию есть ещё вопросы, которые мы пытаемся решить. К примеру, сейчас вводится видеонаблюдение и так далее. Во многом сейчас мешают детям сдавать спокойно экзамен, запугивая как-то. Да, это стресс, но настолько наводят лишний ажиотаж, что ребенок перегорает. Нужно уметь поддержать ребенка, чтобы он мобилизовался в нужный момент.

- Давайте к преподавателям перейдем. Путин недавно заявил, что преподаватель вуза в среднем по стране получает 42 тысячи рублей.  Но в Воронеже же столько он не получает…

– Зарплата преподавателя в вузах, конечно, выше, чем в школах, но она явно не достигает таких цифр. Мне статистику дали по зарплате, она выше 20 тыс., но далека от 40. Если говорим о росте зарплат в вузах, надо понимать, что они полностью финансируются из федерального бюджета. Данные у нас есть, но финансирование мы не осуществляем. На зарплату в вузах мы не сможем повлиять, мы говорим только об учителях и садах, причем больше внимания - садам. Обслуживающий персонал в этих учреждениях получает минимальную зарплату – 6-7 тыс. руб. и это ужасные вещи.

Поэтому когда мы говорим о том, что кому-то нужно повысить зарплату, сразу же возникает вопрос: а как остальные? Врачи, соцработники? А на что мы будем развивать экономику, промышленность и прочее? Ведь если раздать деньги, но при этом не вложиться и в промышленность, то следующих денег не будет.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.