Интернет-газета Время Воронежа
Интернет-газета Время Воронежа (https://vrntimes.ru)

Главная > Александр Кучеренко: «Нельзя отправить ребёнка в школу и сказать: «Тебе всё дадут»

Александр Кучеренко: «Нельзя отправить ребёнка в школу и сказать: «Тебе всё дадут»

18:12 30.11.2014 November 30, 2014 at 6:12pm
Анна Кумицкая
Александр Кучеренко: «Нельзя отправить ребёнка в школу и сказать: «Тебе всё дадут»
Депутат Воронежской облдумы Александр Кучеренко подвёл итоги года в образовании

Расходы на образование в Воронежской области растут с каждым годом. В 2015 году в бюджете области в этой строке значится сумма в 18 млрд. рублей. К слову, эта статья расходов не только самая большая, но и намного больше, чем в прошлые годы.

О том, как расходуются эти средства, а главное -  что больше всего нуждается в тратах, корреспондент интернет-газеты «Время Воронежа» поговорила с заместителем председателя комитета по образованию и молодежной политике Воронежской  областной думы Александром Кучеренко.

 – Средства, которые в областном бюджете выделяются на образование, с каждым годом растут. О чём это говорит, на ваш взгляд?

– Первое – это внимание, которое сейчас уделяется образованию. Здесь речь идёт и о распоряжении губернатора, которое обязывает нас довести зарплату работников образования до средней по экономике. Тут надо сразу уточнить, что оклад и зарплата – это разные понятия. Если возьмем минимальный оклад полковника ГУВД, он тоже может быть 8 тыс. рублей, но при этом зарплата выше. В наших планах сейчас приравнять совокупный доход учителя на рабочем месте к среднему по экономике. То есть довести его примерно до 25 тыс. рублей.

При этом нужно понимать, что в некоторых школах, например, учитель получает 15 тыс. рублей. Директора говорят, что они не могут человека обеспечить тем объемом часов, который он может выполнять. Нет потребности – кто-то работает на ставку, кто-то на полставки. Здесь нужно разграничивать, чтобы не было никаких спекуляций.

Следующий момент – очень большое внимание сейчас уделено школам в районах. Например, была проблема, что не везде были отапливаемые  туалеты в зданиях. Так вот этой проблемы больше нет. Все образовательные учреждения Воронежской области, где есть техническая возможность, получили такие туалеты.

- Недавно министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов сказал о том, что все российские школы укомплектованы учебниками, и родителям больше не придётся их покупать. В Воронежской области это так?

- С одной стороны для родителей ситуация решена - вышло постановление, которое обязало все учебные учреждения приобретать учебники за свой счет. Но нужно понимать: мы говорим об обязательной общеобразовательной программе. Но школы не обязаны покупать дополнительную литературу. То есть нельзя отправить ребенка в школу и сказать: тебе всё дадут.

Второй момент – когда было принято решение об обязательной программе, средства выделены еще не были и директора школ были обязаны из внутреннего школьного фонда приобретать ученики с условием, что областной и федеральный бюджеты компенсируют расходы. Насколько я знаю, в сентябре вопрос был ещё актуален. Но ко мне учителя не обращались. Делаем вывод – вопрос снят с повестки дня.

– А что происходит с сельскими школами, которые признаются малокомплектными? Они закрываются?

– Есть разные формы. Их  либо объединяют, либо учеников возят в другие школы. К слову, сейчас в школах Воронежской области  531 автобус – свой транспорт есть почти у каждой школы.

- Но всё равно же есть некие неудобства…

- С одной стороны да, а с другой – проблема не только в том, что мало учеников, от этого в первую очередь страдают учителя. У них зависит зарплата не только от часов. Среди прочего зарплата зависит и от количества обучающихся. Будет 5 или 35 – учитель будет тратить те же силы, но получит мало. У нас идёт подушевое финансирование. Нужно понимать – в этом случае будем терять специалистов. У них и так невысокая зарплата. Плюс это серьезные расходы для бюджета – пострадает качество образования.

– Хочется перейти к тому, от чего, по мнению многих, страдает качество образования. В Воронежской области сейчас есть какие-то курсы повышения квалификации для учителей, на которых бы учили готовить к ЕГЭ? Отмечу, что некоторые учителя, несмотря на то, что ЕГЭ уже не первый год существует, до сих пор не полностью разбираются в правилах, и от этого не могут хорошо подготовить даже отличника…

–  Я не знаю, есть ли такие курсы, но если говорить о специфике экзамена, то сейчас вводится возможность написания сочинения. То есть мы уходим от этих галочек – «согласен или нет». Во-вторых, в принципе задача любого экзамена – не только выявить знания, иначе, зачем вы там столько лет учились? Пришли, сдали экзамен и все. А именно, научить мобилизовать себя в сложной ситуации. Какая форма – ЕГЭ, сочинение – неважно, это лишь внешнее выражение. Ученики должны уметь мыслить, получив багаж знаний. Люди учатся не ради ЕГЭ – вот как только они это поймут, сразу все вопросы исчезнут. А то в школе ради ЕГЭ учатся, в институте – ради диплома…

– Сейчас нижняя планка результатов ЕГЭ, к примеру, по русскому языку, в России, снизилась. Получается, что школьники всё меньше понимают, что учатся не для ЕГЭ?

– Планка, понятно, условна. Если говорим о качестве образования, я так понимаю, мои коллеги из вузов говорят, что уровень абитуриентов ниже, чем был раньше. С одной стороны, можно списать на старческую характеристику, но где-то готов признать, что это действительно может быть. Вообще факторов много. Я очень часто слышу от учителей, что они оказывают «образовательные услуги»,  и об этом нужно задуматься. ЕГЭ – это действующий стандарт, он может нравиться или нет. Я вижу его главную возможность – поступление в любой вуз и этот плюс многократно перекрывает многие минусы. Поэтому нужно искать причину проблем в себе, а если там вы её не находите, то нужно смотреть на людей, которые работают в той или иной сфере.

ЕГЭ – это форма и она правильна. А содержание нужно обсуждать, давать разную оценку со стороны педагогов, чиновников, родителей, детей. Власти могут дать эту площадку для обсуждения. Если же люди будут это на кухне обсуждать, то с места ничего не сдвинется.

- Что вы подразумеваете под формой, и что под содержанием?

– Касаемо формы, для меня в первую очередь плюс – возможность спокойно в одном месте сдать экзамен и поступить в любой вуз. По содержанию есть ещё вопросы, которые мы пытаемся решить. К примеру, сейчас вводится видеонаблюдение и так далее. Во многом сейчас мешают детям сдавать спокойно экзамен, запугивая как-то. Да, это стресс, но настолько наводят лишний ажиотаж, что ребенок перегорает. Нужно уметь поддержать ребенка, чтобы он мобилизовался в нужный момент.

- Давайте к преподавателям перейдем. Путин недавно заявил, что преподаватель вуза в среднем по стране получает 42 тысячи рублей.  Но в Воронеже же столько он не получает…

– Зарплата преподавателя в вузах, конечно, выше, чем в школах, но она явно не достигает таких цифр. Мне статистику дали по зарплате, она выше 20 тыс., но далека от 40. Если говорим о росте зарплат в вузах, надо понимать, что они полностью финансируются из федерального бюджета. Данные у нас есть, но финансирование мы не осуществляем. На зарплату в вузах мы не сможем повлиять, мы говорим только об учителях и садах, причем больше внимания - садам. Обслуживающий персонал в этих учреждениях получает минимальную зарплату – 6-7 тыс. руб. и это ужасные вещи.

Поэтому когда мы говорим о том, что кому-то нужно повысить зарплату, сразу же возникает вопрос: а как остальные? Врачи, соцработники? А на что мы будем развивать экономику, промышленность и прочее? Ведь если раздать деньги, но при этом не вложиться и в промышленность, то следующих денег не будет.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Источник:https://vrntimes.ru/articles/obshchestvo/aleksandr-kucherenko-nelzya-otpravit-rebyonka-v-shkolu-i-skazat-tebe-vsyo-dadut