Воронежские выборы -2014: «Их извлекли из-под обломков»

Воронежские выборы -2014: «Их извлекли из-под обломков»
Эксперты вскрыли ошибки оппозиции губернатора Гордеева

Кампанию по выборам губернатора Воронежской области аналитики и наблюдатели присудили почётное звание «Тихая». Не как «Тихий океан», который был назван мореплавателями от противного, а потому что это действительно была тихая практически бесконфликтная кампания.

Секреты успеха избирательной  кампании врио губернатора Гордеева просты и очевидны: огромный кредит доверия населения, отмечавшийся ещё до начала предвыборной гонки и отсутствие навязчивой агитации во время кампании, как глава области и обещал.

ЛДПР: Без лица

Однако свою лепту в общую тишь внесли и оппоненты Алексея Гордеева – Константин Ашифин (КПРФ), Алексей Филатов (ЛДПР) и остальные, кто там ещё был в кандидатах. Могли ли они переломить тренд и выступить на выборах с более убедительными результатами? Интернет-газета «Время Воронежа» выясняла это вместе с воронежскими политологами.

- Начнём с малого, с ЛДПР, которая кое-где по России может претендовать на статус второй партии, но в Воронеже показала себя неважно, - начал свой разбор «полётов» кандидат политических наук, исполнительный директор ВООО «Центр социально-политических технологий» Владимир Инютин. - Людям, живущим постоянно в Воронежской области, это сложно объяснять, но, если поездить по стране, то можно увидеть разительные отличия и в восприятии партии в отдельных регионах, и в её конечных результатах на выборах. Так что результат Игоря Филатова – это фактический ноль. Поскольку, по крайней мере, 5-7 процентов для ЛДПР - это типично. И был бы у нас Журавлёв, результат получился бы тот же самый. Сергей Журавлёв, хоть и депутат Госдумы, но абсолютно не публичная фигура и вряд ли бы он набрал результат намного больше, чем у Филатова. Хотя сама замена ещё больше обескуражила избирателей партии.

По мнению аналитика, сыграли свою роль внутренние проблемы воронежского отделения - отсутствие политического лица.

- Этакая кампания «за всё хорошее, против всего плохого». Если в 2011 году они выходили с лозунгом «твой голос - судьба России», более подходящим для избирательной комиссии, то и теперь ничего не придумали кроме: «вы должны жить лучше!» Кому должны, почему? Всё это неясно и не работает,  - выносит приговор Владимир Инютин.

Политолог  выразил уверенность, что рано или поздно будут сделаны оргвыводы на федеральном уровне и «какие-то изменения в региональной ЛДПР произойдут».

И тренд, и штабы, и лукавый имидж

Эксперты сходятся во мнении, что в прошедшем политическом сезоне избирательная кампания   Константина Ашифина заняла особое место. Да и кто этому возразит, когда коммунист-хипстер единолично взвалил на себя ношу по обеспечению хоть какой-то конкуренции на минувших выборах. Единодушны политологи и в том, что кампания, проведённая коммунистами, была технологична. Однако расходятся в оценке того, насколько эта технологичность пригодилась.

- Можно уверенно говорить о технологичности и ресурсности выборной кампании. Создавались сайты, велась работа в соцсетях, проводились масштабные разноски газет и листовок, в эфире были ролики и призыв Геннадия Зюганова, и многое другое. Особое внимание экспертов привлек проект «Дети войны». С технологической точки зрения он был грамотен, хотя эту идею первоначально декларировала  «Справедливая Россия». Работа с социально активной частью избирателя – пенсионерами, пережившими военное лихолетье, могло бы  добавить ему пару процентов, тем более что работали многочисленные приёмные этой организации, где раздавались удостоверения, агитационная литература кандидата, обещались льготы и социальная помощь. Однако всё это в совокупности не помогло кандидату от КПРФ набрать искомые 13-17%, - констатирует кандидат политических наук Роман Жогов.

- Были интересные задумки, скажем так, сюжетные линии кампании: одна «Дети войны», другая «Школа ЖКХ». Это привлекло на его сторону несколько сот человек. Я видел сотни людей. Мы можем говорить о нравственной стороне вопроса, людям внушалась мысль, что они имеют право на какие-то льготы, подкрепить которые коммунисты не могли. Но с точки зрения технологии это была неплохая идея, без неё Ашифин получил бы ещё меньше,  - считает политолог Владимир Инютин.

Главная причина, из-за которой Константин Ашифин не смог получить базовый электорат КПРФ, состоит, по мнению аналитиков, в том, что кандидат разминулся с общефедеральным трендом.

- Первое обстоятельство – это непопадание в тренд. Рост популярности Путина. Коммунисты почему-то были уверены, что Крым и Новороссия работают на них, а оказалось, что они ничего от этого не получили, - замечает Владимир Инютин.

- Во-первых, стоит взять во внимание консолидацию российского общества перед внешнеполитическими вызовами, динамику роста рейтинга Президента и, соответственно, действующей власти. Несомненно, это определенным образом повлияло на волеизъявление жителей региона, - соглашается Роман Жогов и дополняет. -  Во-вторых, практически все социсследования фиксировали высокий уровень доверия и электоральной поддержки действующего губернатора Алексея Гордеева. За исключением самих коммунистов, которые по результатам заказанных их штабом соцопросов, говорили о высокой степени вероятности второго тура.

По мнению Романа Жогова,  технологи штаба Ашифина чрезмерно увлекались «креативным содержанием и «фишками» (например: «звонок вождя»), а также акцентами на аполитичные электоральные группы, например, молодежь».

- Работа с интернет-аудиторией прибавила известности кандидату, но посетители его сайта и групп в социальных сетях так и остались в день голосования за компьютерами,  - Между тем консервативно настроенный электорат КПРФ,  в большей степени симпатизировал эффективному губернатору, прошедшему солидный трудовой путь. Они ещё с советских времен привыкли верить в дела и поступки, а не в слова. Константин Ашифин не прошёл и половины того пути, который обычно в СССР проходили работники партийно-хозяйственной номенклатуры, прежде чем стать секретарями обкома.  Поэтому фактически можно говорить о расколе «ядерного» электората коммунистов, и этим, по всей видимости, объясняется не дотягивающий до показателя базового электората результат Ашифина. По глубокому убеждению многих экспертов, Константин Ашифин вполне мог не тратиться на избирательную кампанию, не нанимать дорогостоящих пиарщиков, не платить большие деньги на создание и поддержку сайта, на издание и разноску газет, и всё равно получил бы свои 6-7 процентов, - отмечает политолог Жогов.

- Было имиджевое непопадание Ашифина, но это абсолютно не его вина, - становится на защиту кандидата-коммуниста Владимир Инютин, но также делает предположение о неоправданных затратах штаба КПРФ. - Просто если бы вышел Сергей Иванович Рудаков и почти ничего бы не делал, он бы набрал больше, потратив в десятки раз меньше денег. Но он не пошёл. Потому что он не хотел пойти. Если бы хотел – пошёл. И никто бы ему не помешал. Более того, целый ряд партийных организаций его к этому подталкивали. Думаю, неплохо выступил бы и Андрей Рогатнев, народный трибун. Результат, наверное, был бы не худший.

При этом политолог Инютин приоткрывает дверь во внутренние проблемы воронежского КПРФ, обозначив их как «некоторую рассогласованность между штабом и партийными организациями».

- Были райкомы, которые вообще никак не действовали в этой кампании. Одни - по собственной инициативе, другие -  потому что штаб Ашифина не смог, либо не захотел наладить должный контакт. Надо учесть, что КПРФ – это партия, где сохранилась и партийная демократия, и партийная дисциплина. Некоторую отстранённость штаба они восприняли весьма и весьма негативно. Сарафанное радио сработало. Может быть, Ашифин получил голоса многих «детей войны», но не получил голоса многих кадровых членов партии.

Короче, того самого «ядерного» электората партии, о котором речь шла выше. Вспомним и получивший распространение в ночь после выборов анекдот, как старый коммунист и член УИК в Эртильском районе демонстративно проголосовал на своём участке за кандидата ЛДПР.

- И всё-таки провальной кампания Константина Ашифина не была. Отработал он её неплохо. Жёстких ошибок не было, - идёт вразрез даже не столько с коллегами-политологами, сколько с общим мнением политолог Владимир Инютин. - Если мы посмотрим общий тренд, у них продолжает падать рейтинг. Результаты 5-7 процентов, в общем – до 10 процентов, не являются для КПРФ чем-то из ряда вон выходящим. Да, в некоторых регионах в силу тех или иных причин кандидаты от КПРФ выступили триумфально, но это исключения. Да, в известном смысле избирателям не очень глянулся образ Ашифина как защитника всех обиженных и угнетённых. Возможно, ему над этим надо работать. Но имидж в данном контексте очень сложно изменить, легче понять сам контекст.

А многое изменило бы участие в избирательной кампании лидера воронежской «Справедливой России» Олега Пахолкова? В ответе на этот вопрос между нашими экспертами практически случилось столкновение мнений.

Настоящий Буйный Справедливый

- Большинство региональных экспертов сходятся во мнении, что Олег Пахолков добавил бы перцу избирательной кампании, и это, возможно, принесло бы ему голоса избирателей. С его стороны накануне регистрации были публичные заявления с требованием подписей муниципальных депутатов для прохождения фильтра. Однако дальше заявлений действий не последовало, не проводилась партконференция, и не было выдвижения. Как грамотный политтехнолог, он, видимо, реально оценил  свои шансы, и не стал рисковать, как это сделал Константин Ашифин. Можно предположить, что его участие  немного бы оживило избирательную кампанию, но его популизм и претензии на роль народного изобличителя не принесли бы ему успеха и голосов избирателей. Для Воронежа и воронежцев он так и не стал своим, - заявил кандидат политических наук Роман Жогов.  Политолог отвёл на долю кандидата Пахолкова 2-3 процента.

Напротив кандидат политических  наук Владимир Инютин допускает, что Олег Пахолков мог бы взять в три раза больше голосов избирателей.

- Изменило ли бы что-то участие Олега Пахолкова? Сложно говорить об этом в сослагательном наклонении, но, я думаю, что – да. Мы ведь его кампании ещё фактически не видели. Олег Пахолков очень хороший технолог, он входит по разным рейтингам где-то в сотню, а где-то даже – в десятку политтехнологов России. У него имеется приличный ресурс. Мы помним, как он буквально с нуля провёл кампанию 2011 года. На демонстрации 2011 года колонна «Справедливой России» в Воронеже была второй после колонны «Единой России» - и по численности, и по организованности. Конечно, там все были финансово замотивированы, но люди-то судят по внешнему виду. Я уверен, что что-то он бы придумал. В плане имиджевого попадания, его выступления, наверное, получились бы лучше, чем у Константина Ашифина. Пахолков конечно не опередил бы его по процентам, но мог получить результат близкий к КПРФ. С точки зрения победы Алексея Гордеева, это бы ничего не изменило, но победил бы он не с 88 процентами, а с 81 процентом, - сказал политолог.

Владимир Инютин, к слову, припомнил замечание сопредседателя ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брода, который сказал, что «при нормальном политическом ландшафте и при наличии реально сильной оппозиции в Воронеже, конкурентам было что предъявить губернатору».

- Например, несмотря на некоторые успехи, у нас всё-таки худшие, чем у соседей показатели в сельском хозяйстве. Есть ещё коррупционные скандалы. И неравномерное развитие районов Воронежской области,  - набросал навскидку Владимир Инютин. - Но некому было заострять эти темы. Кампанию фактически вёл только Ашифин и очень осторожно, вся его критика была направлена против партии власти. Не припомню, чтобы были выступления против лично Гордеева, как его соперника.

Но всё ещё впереди. Выборы закончились. Да здравствуют новые выборы! Об этом напоминает политолог Жогов и предрекает, что, возможно, тогда и раскроется в полной мере потенциал реготделения «СР» под руководством Олега Пахолкова.

- Скоро будем фиксировать возросшую активность «Справедливой России», ведь выборная кампания 2015 и 2016 года фактически в ближайшее время начнется, и надо будет предложить веские аргументы в борьбе за оппозиционно настроенного избирателя, - говорит Роман Жогов.

И с этим не поспоришь.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.