Валентин Иевлев: «Надеяться на то, что тебе свалятся на голову хорошие студенты, не стоит»

Валентин Иевлев: «Надеяться на то, что тебе свалятся на голову хорошие студенты, не стоит»
Кто в лаборатории – хозяин?

«Науки юношей питают», сказал основатель первого московского университета. Поскольку с воронежским академиком РАН, заведующим кафедрой материаловедения и индустрии наносистем Центра инновационных образовательных программ ВГУ, заведующим кафедрой  МГУ им. Ломоносова Валентином Иевлевым журналист «Время Воронежа» встретился в ВГУ в экзаменационную пору, речь и пошла об отношениях наук и юношей (девушек, конечно, тоже).

- Валентин Михайлович, что скажете о нынешнем студенчестве?

- Мы сейчас имеем среднестатистический набор. Что это означает? То, что мы получаем то, что придёт. Есть, например, целый сектор, у которого нет никакой мотивации расти в науке. Как правило, это девочки, но и не только девочки. Девочки хотя бы стараются добросовестно относиться к делу в меру своих возможностей и, учитывая, что они будущие женщины, надо им оценку завышать на балл.

- Как профессор ВГУ и МГУ можете сравнить мотивации студентов тут и там?

- Разница мотиваций в том, что в Москве рабочих мест намного больше, чем в Воронеже. Для профессионалов. Конкретный пример – в октябре прошлого года мне нужен был помощник, я стал с ним вести разговор, но один из наших академиков предложил ему работу в ВИАМ. Это значит, что зарплата сразу в четыре раза выше.

Если мы вернемся в Воронеж, то здесь совершенно другая ситуация. Читаем объявления воронежских заводов: «требуется менеджер с окладом 80-100 тысяч рублей». Но я недавно общался с нашим проректором Василием Николаевичем Поповым и он мне рассказал, что менеджеров заводу предлагали. А те в ответ - вы дайте нам специалистов хороших, а менеджеров из них мы сами сделаем. Понимаете? Но вот при этом не озвучивалась зарплата, я думаю, это не будет 100 тысяч в Воронеже.

- И 80 не будет?

- Нет, и 50 не будет. Тем более молодому специалисту. А в Москве ему сразу место готово. Вот был на нашей кафедре, которая появилась в 2008 году, первый выпуск. Первые 10 человек. Сильный был выпуск. Двоих я забираю сразу в Москву. А остальные устроятся сами. Кто-то в Прибалтику собирается, не переживаю за них, они умные.

Я на днях сопоставлял задачники в области материаловедения - наши и зарубежные. В наших теоретизирование – надо рассчитать то-то и то-то, и получить оценку. А у них ставится вопрос, какой материал надо выбрать для велосипедного колеса? Нужны конкретные задания, ведь за колесом стоит безопасность того, кто едет, поэтому подход должен быть высокопрофессиональный. Хороший материаловед на любом предприятии ценится. Нужны хорошие базовые знания и ориентация на их практическое использование.

- Сравните теперь подходы в подготовке студентов у нас и в столице. Вам здесь и карты в руки.

- Как я говорил, при достаточно жёстком подходе мы сделали прекрасный выпуск, десять магистров. Это просто замечательные будущие специалисты, всех хотели бы взять в науку. Если же говорить о факультете наук о материалах московского университета, то – это лучший факультет в данной области в мире. Несколько лет назад вышла книга одного американского профессора, который называя имена, что ставили материаловедение в Европе, сделал оговорку, что рассмотрение становления материаловедения в России будет в отдельной главе. Но и сейчас, сказал, мы не можем пройти мимо трёх имён: это Ломоносов, с него началась первая химлаборатория в Европе, академик Курдюмов, который был директором института физики металлов, и Юрий Дмитриевич Третьяков, основатель факультета наук о материалах московского университета. Это мой друг, после смерти которого, я отчасти продолжаю в МГУ его деятельность. Он создал в России удивительную образовательную программу в области материаловедения. На чём он её основывал? На том, что тех, кто будет поступать на факультет надо знать заранее. Значит, надо иметь связи с химиками и физиками в школе, организовывать профолимпиады. Чем раньше, тем лучше. Я был свидетелем, как на олимпиаде в МГУ первым решил все задачи десятиклассник. Ну надо же, такой маленький, подумалось, а всех обогнал. Да он здесь с восьмого класса, уже третий раз, объяснили мне.

Но с этого, с набора система только начинается. А учёба как должна строиться? Не как схема: общежитие - аудитория – общежитие. А так: аудитория – лаборатория – аудитория - лаборатория, ну а общежитие между ними где-то - это само собой. После первого семестра все студенты первого курса делали презентации своей научной работы за первый семестр. И знаете, их слушала вся кафедра, и задавали вопросы, советовали, что дальше делать. Стоит ли вообще данной темой заниматься. То есть – это такое рабочее общение заинтересованных людей. Понимаете, каждой творческой личностью интересуется не один преподаватель, за которым студент закреплён, а – все. А потом дальше пойдут итоги года, курсовые работы, и опять все слушают всех. И конечно, студенты с первого курса идут в соответствующие лаборатории, и потом ты приезжаешь со стороны и видишь, что сотрудников лаборатории нет, а только одни студенты. И они тебя спросят: «Валентин Михалыч, вам согреть чаю?» То есть, они здесь уже хозяева.

Поэтому, когда какие-то академические институты просят этих толковых ребят к себе на дипломную работу, то как они уйдут, если уже в течение четырех-пяти лет выполняли работу на физическом, химическом или даже биологическом факультете? Зачем же они пойдут начинать где-то сначала?

Причём, после защиты магистерской диссертации надо бы учёную степень им присваивать, у них 6-7 публикаций в зарубежных журналах, то, чего сейчас хочется всем. Но – нельзя. У них ведь ещё нет высшего образования. Однако по уровню подготовки и знаниям эти ребята уже как кандидаты наук. А то и превосходят многих кандидатов, от реальной науки далёких. Потому что - создана среда, единство коллектива научного, студенческого и педагогического. Это главное, и такая среда дорогого стоит. А надеяться на то, что тебе свалятся на голову хорошие студенты… Ну, если повезёт такое случится один раз в жизни. Поэтому я убеждён, не надо случайного набора. Надо вести со школы.

- Так в ВГУ сейчас подобная система не выстроена?

- Тут надо это делать. У нас есть подопечные гимназии, но пока эта стезя не до конца освоена. Я, например, сходил недавно в гимназии Басова, и целый час выступал с лекцией, много лестного сказал о воронежском университете, я вообще много хорошего о нём могу сказать. Здесь классные специалисты, и атмосфера замечательная, и я говорил о возможностях воронежского университета. Что спрос высокий на специалистов из ВГУ. У нас прекрасные факультеты, но надо создавать среду. Условия выживания - это переход на такую систему работы, мы будем отдавать приоритет тем, кого хорошо будем знать.

- Расскажите, а что сейчас происходит с реформой РАН? Убили-таки академию или она выжила?

- Реформа обрыдла. Академия - это монстр (в хорошем смысле слова), на который выкатили уйму бочек грязи, но грязь уходит, а академия остаётся. Сейчас задача нового министерства – переварить то, что в его ведомство попало. Три академии - РАН, РАМН и РАСХН, то есть, большая, сельскохозяйственная и медицинская - это свыше тысячи организаций. Теперь задача оценить, кто, на что способен и в Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО), которому всё это досталось, бьются сейчас над категориями оценок. Есть такая категория – публикационная. Публикуются в зарубежных изданиях – хорошо.

Идёт притирка. Академия не согласна. Если академия остаётся главной экспертной организацией страны, то она должна экспертизу дать тому, что выносится. По науке, по крайней мере. И программа развития науки, и отраслевой, и вузовской на неё законом возложена. Надо теперь это в соответствующие документы преломить, разработать алгоритм, как это осуществлять. И когда меня спрашивают, что будет, я отвечаю, уже сомневаюсь, переварит ли ФАНО такой объём. Как бы зубы не поломать на всей этой работе и не наворотить чего-нибудь плохого.

Что касается оценки по количественным параметрам, она давно на Западе негативно воспринимается. Допустим, в Англии эту игру в цифирь уже ставят на пятое место. А на первом месте - сущность научного результата. Выдающийся, мирового уровня, регионального, отраслевого - как оценит научное сообщество, которое выносят свою экспертную оценку. А в ФАНО же умеют только вычитать и делить.

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.