На встрече, которая прошла в четверг, 24 октября, обсудили второй этап работ по программе анализа фонового состояния окружающей среды на лицензионных Еланском и Ёлкинском участках, подробнее остановились на процедуре оценки воздействия на окружающую среду и, наконец, объявили о создании новых экспертных групп.
«Состояние окружающей среды на территории района благоприятное»
В текущем году в Новохопёрском районе по инициативе Общественного совета прошли исследования по оценке фонового состояния окружающей среды как на лицензионных участках, так и на территории Новохопёрского района.
- Исследовали почвы, растительность, отдельно – территорию Новохопёрского заповедника, археологические объекты, водную среду, сейсмологические параметры, а также собрали данные по радиоактивному фону, - рассказал председатель совета Виктор Бочаров. – Отчеты по этим исследованиям были заслушаны на заседаниях Общественного совета в июне этого года.
Эксперты называют состояние окружающей среды на территории Новохопёрского района благоприятным. Однако есть вопросы, требующие уточнения. Например, так и не были исследованы подземные воды – основной источник водоснабжения района. При этом качество воды, в целом, неплохое – оно удовлетворяет требованиям Санпин. Хотя на отдельных участках и не совсем благоприятное.
- У нас нет достаточных данных о состоянии сейсмологических условий. Мы получили отрывочные данные о сейсмичности территории, однако их недостаточно для того, чтобы сделать выводы, - разводит руками Виктор Львович. – Необходимо более детально изучить радиационный фон. Те данные, которые есть у нас, не дают никакой объективной картины. Наличие отдельных участков повышенного радиоактивного фона не подтверждается природными источниками – в районе нет горных пород, обладающих повышенной радиоактивностью.
«Невозможно обязать УГМК или любую другую компанию провести исследование, связанное с оценкой воздействия на окружающую среду»
Процедуру оценки воздействия на окружающую среду членам Общественного совета подробно расписала Надежда Стороженко - доцент кафедры экологии и земельных ресурсов биолого-почвенного факультета ВГУ, уполномоченный по охране окружающей среды при губернаторе Воронежской области.
- Мы не имеем права говорить о том, что недропользователь сегодня проводит оценку воздействия на окружающую среду. Процедура ОВОС – это понятие, которое закреплено ФЗ «Об охране окружающей среды», и до 2007 года экологам жилось очень легко. Потому что была четкая правовая норма, которая предусматривала предпроектную стадию регулирования вопроса, связанного с оценкой намечаемой деятельности. У нас существует так называемая презумпция экологической опасности, - пояснила Надежда Викторовна.
После принятия в 2007-м году нового градостроительного кодекса ситуация изменилась.
- Мы можем обращаться в адрес недропользователя, чтобы тот, учитывая недопонимание населения действиями в рамках планируемой деятельности, пошел на добровольное выполнение процедуры ОВОС, но обязать его это делать мы не имеем права, - пояснила Надежда Стороженко. И добавила, что такие потенциально опасные предприятия, как «Воронежсинтезкаучук» и «Нововоронежская атомная станция», идут навстречу, невзирая на правовую неопределенность.
Таким образом, обязать УГМК проводить ОВОС на данном этапе работ невозможно. Тем более, что сегодня еще и даже речи не ведется о проекте будущего ГОКа: решение о том, строить предпритяие или нет, будет приниматься лишь по результатам поисково-исследовательских и геологоразведочных работ. То есть, не ранее начала 2016 года.
- Надежда Викторовна, сейчас многие организации, выступающие против добычи никеля, хотят провести свои якобы независимые экспертизы. Поясните пожалуйста, эти экспертизы будут иметь какое-то значение для принятия решения? Существует же государственная экологическая экспертиза, - поинтересовались из зала у уполномоченного по охране окружающей среды.
- Последние поправки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу в апреле 2012 года, упростили процедуру экспертиз. На сегодняшний день организация, имеющая проектную документацию на объекты капитального строительства, могут провести государственную или негосударственную экспертизы, - рассказала Надежда Стороженко. - В части иных предпроектных или проектных решений, если общественная организация заявляет о процедуре проведения общественной экологической экспертизы, то право такое в законе закреплено. Закон статус этой экспертизы не возвел в ранг обязательного при принятии хозяйственного решения. Заключения прочих экспертиз носят рекомендательный характер.
- Хотел бы напомнить, что мы находимся на первом этапе, когда ведем геологоразведочные работы, для которой этого всего и не нужно делать! Мы сначала должны узнать, есть ли месторождение. Иногда у нас пыл превосходит разум, - отметил академик Николай Чернышов. – Это государственные деньги, и надо всегда четко разделять этапность, и в соответствии с этим осуществлять экологические работы.
«Преференций у членов совета нет и не будет»
На заседание сформировали новые экспертные группы Общественного совета: никелевая руда и рудовмещающие горные породы, геодинамика и геофизика, особо охраняемые природные территории, геология и природные ресурсы, животный мир, почвы и земельные ресурсы, е и подземные воды, поверхностный растительный покров, экономическая, социально-психологическая, экологическая и археологическая.
Председатель Общественного совета обратил внимание на обилие заявлений от желающих в него попасть.
- Никаких преференций члены Общественного совета не имеют и иметь не будут. В основном, это будет тяжелая работа. Вас будут бить и справа, и слева. Так что будьте стойкими, упорными и ни в чью сторону не склоняйтесь, - подчеркнул Виктор Бочаров. – Ведите прямую общественную линию – это интересы государства и народа.
Комментарии