«Российским организациям ограничивают доступ к международным ресурсам»
В субботу, 5 октября, Воронеж посетила делегация Сети Домов прав человека (ДПЧ) из Норвегии. Глава Совета Сети Мария Дале и региональный координатор ДПЧ по Восточной Европе Ане Тусвик Бонде рассказали о своей работе и о том, что думают о ситуации, которая складывается с некоммерческими организациями в России и, в частности, в Воронежской области.
- Наша главная задача – способствовать развитию Сети Домов прав человека, в том числе и в вашем регионе, - рассказала Мария Дале. – Мы здесь, чтобы поддержать именно эту организацию. Воронежский ДПЧ важен для международной сети. Он активный участник гражданских действий за рубежом, на международном уровне.
Как отметили члены делегации, сейчас их очень тревожат законы, которые принимает российское правительство в отношении НКО, - к примеру, их регистрация в качестве иностранных агентов. По словам Марии Дале, эти нововведения серьёзно ограничивают работу неправительственных организаций.
- Мы постоянно обращаемся к российской власти с просьбой, чтобы все принимаемые законы соответствовали тем международным обязательствам, которые страна на себя взяла, - продолжила глава Совета ДПЧ. - Есть резолюция организаций объединённых наций по правозащитникам, которую поддержали многие страны, в том числе и РФ. По ней для гражданского общества должно быть создано открытое безопасное пространство, в котором оно могло бы действовать независимо. В связи с тем, что Росси это поддерживает, хотелось бы, чтобы и внутри страны все законы были приведены в соответствие с этим документом.
Мария Дале подчеркнула, что российские организации отказываются регистрироваться в качестве иностранных агентов, так как не считают себя таковыми. Получается, что у них ограничивается доступ к тем международным ресурсам, который был раньше. Конечно, не исключено, что НКО финансово будет поддерживаться российским государством, но эти средства не смогут полностью компенсировать отсутствие иностранной помощи. К примеру, США практически запрещено работать в нашей стране.
- России должно быть стыдно, что она идёт путём репрессий! - возмутилась глава Совета.
«Разницы, от какой страны получать деньги, для Совета нет»
Члены делегации объяснили, как происходит финансирование Фонда ДПЧ в Норвегии. Там Совет живёт за счёт поддержки так называемых организаций-доноров. По словам Марии Дале, это правительственные дотации, как из Норвегии, так и из других стран, а также помощь частных компаний. Так как организация независимая, одного источника финансирования, на который она ориентируется, нет. Правда, есть некий набор доноров, с которыми она сотрудничает постоянно, в том числе, специально созданные на европейском уровне для поддержки правозащитников фонды.
Дотации поступают из Чехии, Швеции, Швейцарии, Нидерландов и так далее. В зависимости от того, какой проект реализуется и в какое время.
- Те, кто нас поддерживает, никогда не дают нам инструкций, указаний, - рассказывает Мария. – Конечно, могут так сделать, но мы откажемся. Все деньги приходят к нам на основании тех предложений, которые мы даём. Обычно у доноров конкурс. Мы сами создаём проект, разрабатываем его, придумываем бюджет. Предлагаем его спонсору, а он уже решает, поддерживать нас или нет. Если нет, то мы идём к другому донору. Мы никогда не согласимся на вмешательство в нашу работу тех, кто нас поддерживает, будь то правительство, фонды или отдельные жертвователи. Даже если они предложат огромную сумму.
По словам главы Совета, Фонд Домов прав человека работает в условиях абсолютной прозрачности. Бюджет организации видит каждый донор. Кроме того, раз в год фонд проходит аудит и отчитывается перед правительством страны за все полученные и потраченные средства.
- Даже если получаем деньги от правительства какой-либо страны, мы остаёмся независимой организацией. Когда видим, что в этой стране нарушают права человека, всё равно критикуем её – за нами остаётся эта обязанность, - продолжила Мари. – При этом мы никогда не сталкивались с тем, что в ответ начинают критиковать нас или отказывать в поддержке.
Как отметили члены делегации, разницы, от какой страны получать поддержку, для них нет. Главный критерий в сотрудничестве – в принципах, на которых строится политика, то есть доноры должны соглашаться на независимость фонда и на условия проекта, который им предлагают.
- Единственное исключение – мы не работаем с некоторыми бизнес-структурами, к примеру, с нефтяными компаниями. Они никогда не предлагают нам деньги, и мы у них не просим, - отметила Мари. – В странах, где много таких компаний, как правило, высокий уровень коррупции, нарушения прав человека. Они обслуживают определённый слой общества – элиту, во многом влияют на правительство. Но при этом никак не вмешиваются в сложившуюся ситуацию. К примеру, Азербайджан, там огромное количество иностранных нефтяных компаний, в том числе и Норвежских. Ни никто из них никогда не скажет ни слова по поводу того, что происходит в стране. Они могли бы как-то повлиять на ситуацию, но при этом предпочитают только зарабатывать деньги.
«Проблема воронежского ДПЧ волнует жителей 40 стран»
Ещё одной целью визита делегации стала ситуация, в которую попал воронежский Дом прав человека. Из-за долгов за аренду организация может лишиться помещения на Цюрупы,34, которое сейчас занимает. Правительство области идёт навстречу правозащитникам, и не против снизить арендную плату. Однако мэрия пока, по словам представителей местного ДПЧ, не готова пойти на этот шаг.
Как отмечают воронежские правозащитники, сейчас они пытаются договориться о выплате накопившегося долга в рассрочку. Требование городских властей в кратчайшие сроки собрать всю сумму, иначе дело будет решаться в арбитражном суде, практически означает выселение.
- Подобная ситуация возникает каждый год. Я боюсь, что и сейчас она решится кратковременно, - пояснили член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Андрей Юров. – Формально арендная плата очень высокая, она даже больше, чем коммерческая. Мы хотим гарантированно на длительный срок получить помещения на нормальных условиях, соответствующих этому аварийному зданию. Мы не просим бесплатной аренды, мы хотим приемлемых сумм. В этом году мы провели огромную международную кампанию по поддержке ДПЧ, если в январе ситуация повторится, нам придётся проводить её ещё раз.
Члены норвежской делегации также заверили, что будут помогать воронежским правозащитникам и дальше. В частности, они отправили несколько писем губернатору с просьбой оказать содействие. Кроме того, во время визита в Воронеж гости успели обсудить проблему с местным уполномоченным по правам человека Татьяной Зражевской. Следующее письмо от делегации будет направлено мэру Александру Гусеву.
- 40 организаций из разных стран написали вашему губернатору, - рассказала Ане Бонде. – Также были направлены письма правительству РФ. Кроме того, информацию о проблеме воронежского ДПЧ мы разместили на нашем сайте. Это была одна из самых популярных статей, которую многие перепостили в соцсетях. Это показывает уровень солидарности людей из других стран.
НАША СПРАВКА
Сеть Домов прав человека создана в 1994 году. Она является международным сообществом, объединяющим национальные и региональные центры гражданской активности.
В настоящий момент в Сеть входят центры из Великобритании, Азербайджана, Беларуси, Боснии, Герцеговине, Грузии, Норвегии, Польши, России и Хорватии. Кроме того, в Армении, Кении, Македонии, Уганде и Украине Дома уже создаются или существуют в виртуальном формате. Всего ДПЧ объединяет 70 правозащитных организаций в 15 странах.
Комментарии