Реклама фирмы по бурению скважин, размещенная на здании рынка в Новохоперске, - пожалуй, первое, что привлекает внимание людей, подтягивающихся на митинг против добычи никеля.
- Может, они и организовали эти протесты против УГМК?– стоящая рядом со мной пенсионерка заговорщически переходит на шепот. - Сами побурить хотят?
- Здесь будет мероприятие? – интересуюсь у неё, отчаявшись получить ответ от более молодых жителей Новохоперска. Пока искали место проведения митинга, несколько раз останавливали авто на автобусных остановках. Немногочисленные прохожие вроде бы слышали, что будет митинг, однако точно ли на этом рынке или где ещё, говорили без особой уверенности. Вопреки ожиданию наглядной агитации вроде заклеенных листовками столбов в городе также не было. Первые наклейки, призывающие прийти на митинг, удалось найти на внутренней стороне забора рынка – две черно-белые бумажки были прилеплены скотчем к столбам.
- Здесь, милок, - кивает пенсионерка, и с территории рынка в подтверждение её слов выходят два стража порядка с собакой.
Через полчаса подъезжают несколько частных легковушек с полицейскими. Пару раз около входа на рынок притормаживает «Лада» с людьми в казацкой форме. Сидящие в авто внимательно оглядывают окрестности, а затем уезжают.
Захожу на территорию рынка, огороженную с одной стороны кривым металлическим, а с другой – бетонным забором. Одноэтажное кирпичное здание с большими окнами и облупившимися стенами. Сквозь грязные стёкла внутри помещения просматриваются торговые ряды и несколько магазинчиков, закрытых на металлические жалюзи. На улице около входа – под открытым небом ряды прикрученных к асфальту металлических зелёных торговых рядов.
Торговцев на рынке нет. Если верить вывеске, ярмарка сегодня работала с 3:30 утра до 13:00.
«Респект и уважуха» участникам митинга
За полчаса до начала митинга около всех трёх входов дежурят по несколько стражей порядка. Полицейские внимательно всматриваются в лица людей, однако пропускают всех – никакого досмотра нет. Исключение – казаки, которым запрещают проходить с нагайками. Также не дремлют простые новохопёрцы в штатском – снуют туда-сюда, живо интересуясь происходящим.
В халатах и тапочках с табуреткой в руках подходят первые группы участников митинга. В это же время к рынку начинают подъезжать легковушки, микроавтобусы и автобусы с протестующими. Машины ставят на обочине и весьма неэкологично - на газонах. Наряду с воронежскими номерами обращает на себя внимание обилие 34-го и 134-го регионов – это представители волгоградской области.
- Вы почему снимаете машину? – не сдерживая своего раздражения спрашивают меня несколько женщин и мужчин, только что приехавших из соседней области..
- А ну-ка ваши документы. Вы кто такой тут ходите фотографируете? – минут через десять на территории рынка меня находит мужчина, авто которого я снял на улице.
Объясняю, что мол я журналист из Воронежа. И осторожно напоминаю, что он сейчас явно преувеличивает свои полномочия.
- А что, нельзя у вас требовать удостоверения? Надо с юристом будет посоветоваться… - обращается волгоградец к женщине, и они вместе отходят в сторону.
Последние приготовления к митингу проходят уже под музыку. Репертуар патриотический.
- Здравствуйте уважаемые, приехавшие на митинг против разработок никеля в Черноземье, - обращается с импровизированный сцены женщина. – Всем респект и уважуха, как говорят в интернете!
Одно из антиникелевых выступлений едва не прервал местный житель – его возмутило, что около сцены развевается флаг с черепом и костями. Однако казаки его оперативно оттеснили в толпу. Казаку Александру Долгопятову после инцидента пришлось выходить на сцену объяснять, что это за полотнище:
- У многих возникает вопрос, что это за черный флаг с черепом. Многие думают, что это махновский флаг, а на самом деле это флаг казачий, генерала царской армии Бакланова. Он наводил порядок на территории Кавказа. С этим флагом он покорил многие аулы, захватил Кавказ.
На митинге выступил один из кандидатов в мэры Воронежа. Он заявил, что без политики в антиникелевом движении обойтись нельзя и призвал выбирать других руководителей и депутатов.
- Говорят, «эколог» Константин Рубахин, правда его сегодня нет здесь, метит то ли в мэры Новохоперска, то ли на должность главы района. И, вроде бы, его цель – стать депутатом госДумы, - Татьяна - студентка, пришла на митинг без плаката. Живет в Новохоперске, поэтому свою фамилию попросила не называть. – Тема никеля очень удобная – на ней можно набрать массу политических очков, поставить во власть нужных людей. Для нас плюс от таких помощников в том, что за обещаниями УГМК теперь будут внимательно следить – и в плане денег, и в плане защиты экологии. Но гражданская война и беспорядки нам тут не нужны.
В это время со сцены звучат призывы всем миром собрать деньги на адвокатов для тех, кто проходит по делу о беспорядках 22 июня в Новохоперском районе. Неподалеку от микрофона стоит внушительных размеров картонная коробка с надписью «В защиту Хопра». Пару десятков человек к ней подходят – бросают деньги.
Позор учёным, недоверие - власти
– Низкий поклон тем, кто был со мной 22 числа там за забором вахтового поселка. Нас обвиняют во всех грехах, однако пошли мы туда не от героизма нашего, а от безысходности, - к микрофону вышел Андрей Водолажский, вольный казак и член инициативной группы «Стоп никель» из Борисоглебска. – И когда у нас не осталось другого выхода, мы пошли. Наши предки-казаки когда-то гутарили: не важно, когда умереть, важно – как. Но главное умереть свободным, вольным и с чистой совестью, чтобы не прятать потом свои глаза от мучительно и долго сдыхающих наших детей и внуков.
Казак напомнил, что 22 июня резолюцией потребовали сноса забора вокруг базы геологов.
- Я хочу предложить сегодня, коли власть опять нас не слышит, в августе на Сорокинском поле провести народный сбор, - продолжил Андрей Водолажский. - И если на нашей земле нет власти, мы – русский народ – и пусть меня обвиняют в чем угодно, проведем там не митинг, а народный сход. И народным сходом решим вопрос никеля.
По итогам митинга приняли резолюцию. В ней СМИ посоветовали «с ответственностью относиться к ситуации в Прихоперье», а правоохранителям – прекратить уголовные преследования активистов, задержанных после погрома лагеря геологов. Кроме того, главе администрации Новохоперского района выразили недоверие, а «ученым, потакающим горнодобытчикам, – позор». Митингующие выступили за программу «устойчивого развития Прихоперья» - прежде всего, развития сельского хозяйства, сектора экологических услуг и туризма.
ВИДЕО с митинга в ближашее время на нашем сайте.
Комментарии