Арест Александра Трубникова оставит Воронеж без новых дорожных развязок?

Арест Александра Трубникова оставит Воронеж без новых дорожных развязок?
Корреспондент Интернет-газеты «Время Воронежа» попытался разобраться, станет ли дорожная отрасль прозрачнее после громких уголовных дел

В апреле «Благодарность от земли Воронежской», а в мае – уголовное дело

Уголовное дело руководителя управления автодорог Воронежской области Александра Трубникова, обвиняемого в покушении на мошенничество при получении отката от «Воронежавтодора», подтвердило, что как минимум в дорожной отрасли региона коррупция пустила глубокие корни, кто бы ни руководил губернией – Владимир Кулаков или Алексей Гордеев. Но, с другой стороны, поставило вопрос о том, изменятся ли масштабные планы областного правительства по строительству крупных развязок на том же левом берегу Воронежа в связи с этапированием Трубникова в СИЗО.

Сейчас, когда с момента задержания высокопоставленного чиновника прошло время, довольно забавно читать старые отчеты с еженедельных совещаний у губернатора, где Трубников бодро рапортует об успехах дорожной отрасли. Например, о том, что «особое внимание уделяется качеству проводимых работ, установлен жесткий контроль за используемыми материалами и оформлением исполнительной документации». О том, что «все случаи нарушений рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии». Более того, предъявляются реальные претензии подрядным организациям, составляются акты о низком качестве проводимых работ, несоблюдении общих правил производства дорожных работ и применении некачественных дорожно-строительных материалов.

Не менее забавно сопоставлять и факты.

В апреле губернатор, поздравляя Александра Трубникова с 55-летним юбилеем, вручил ему почетный знак «Благодарность от земли Воронежской», а уже в мае оперативники изъяли на даче его родственников в замечательном селе Хлевное Липецкой области 140 млн рублей. Деньги хранились небрежно - в мешках из-под картошки и мусора и коробках. Учитывая, что, по утверждению адвоката Бориса Ермолова, они покрылись от времени плесенью, можно только представить, насколько Трубников был уверен в своей непотопляемости.

Направление, которое он курировал, традиционно считается наиболее коррумпированным. Как утверждал, будучи министром финансов России, Алексей Кудрин, «вся дорожная отрасль погрязла в коррупции». А председатель Счетной палаты Сергей Степашин, в свою очередь, подчеркивал, что финансирование отечественной дорожной инфраструктуры непрозрачно, то есть коррупциогенно (по разным оценкам, на всевозможные откаты, распилы и воровство уходит от 50 до 90 процентов профильного бюджета). Стоимость строительства дорог в России в 2,6 раза выше, чем в Европе, в три раза выше, чем в США, и в семь раз выше, чем в Китае. Основные причины, как заявлял Степашин, - «слабый контроль за строительством, слабый менеджмент, а также откаты».

Закрытость создаёт условия для коррупции

Дорожная отрасль не только коррумпирована, но и закрыта – по принципу «Деньги любят тишину» (так и хочется добавить «хлевненских дач»). Вот даже отталкиваясь от отчета Александра Трубникова на еженедельной планерке у губернатора про «жесткий контроль за используемыми материалами», другого вывода сделать практически невозможно. Чиновник не назвал ни одной конкретной строительной фирмы, ни одного поставщика ресурсов. Иными словами, вел разговор в пользу бедных. К тому же при молчаливом одобрении карманной общественной организации «Убитые дороги Воронежа».

И даже в 2011 году, когда с подачи губернатора журналисты контролировали ход выполнения масштабных дорожно-строительных работ, приуроченных к 425-летию Воронежа, мы не знали фамилии учредителей компаний, выступающих подрядчиками на ключевых объектах. Точнее, тех, кто являются их конечными бенефициарами. А между тем Федеральная налоговая служба уже тогда оперировала фактами, что почти 1 млрд рублей бюджетных денег освоили фирмы, не владевшие основными средствами, необходимой штатной численностью сотрудников и почти не платившие налогов. Закрытость, на мой взгляд, во многом и создает условия для коррупции.

Один из редких случаев в истории Воронежа, когда журналистам удалось добиться уголовного дела по факту сомнительного ремонта дорог, произошел в 2007 году, при бывшем губернаторе Владимире Кулакова. Правда, тогда и ньюсмейкеры были доступнее, и региональная пресса свободнее. Так вот, при верстке госбюджета-2007 депутатам Госдумы от региона, членам «Единой России» Александру Сысоеву и Николаю Ольшанскому удалось добиться выделения Воронежу 688 млн рублей на ремонт дорог. Партия власти естественным образом использовала дорожное строительство в целях самопиара накануне госдумских выборов. В городе появились плакаты с лозунгом «Спасибо, «Единая Россия», за новые дороги» и логотипом ассоциации «Галерея Чижова» авторитетного депутата с аналогичной фамилией. А ответственными за освоение средств оказались вице-губернатор Александр Цапин и предшественник Трубникова Егор Сисев.

В результате выяснилось, что подрядчики были выбраны фактически без конкурса (официально работы проводились задним числом едва ли не в новогоднюю ночь), сметы завышены (скажем, улица Кольцовская по бумагам вышла вдвое шире оригинала), дорожные работы проведены некачественно, а заказчиком выступило МУП «Горкомхоз», находящееся в стадии банкротства. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по фактам присвоения и растраты, которое потом благополучно замяли.

С тех пор в воронежской дорожной отрасли стояли тишь да благодать. Но задержание Трубникова со всей убедительностью продемонстрировало, что в сфере дорог сохранилась коррупция, и там нужно наводить порядок. Особенно в преддверии широко разрекламированных планов областных властей по строительству новых крупных развязок в Воронеже. В последнее время чиновники о них молчат, не сорвалась бы программа.

Губернатор с силовиками провёл разбор полётов в двух областных департаментах

На фоне ареста Александра Трубникова недоумение вызывает тот факт, что доходы его заместителя Вадима Прохорова, тянущего сейчас лямку и.о., в шесть раз больше, чем у губернатора Гордеева. Надо полагать, он тоже уделяет внимание «качеству проводимых работ, установлен жесткий контроль за используемыми материалами и оформлением исполнительной документации», а все случаи нарушений, кто бы сомневался, «рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии».

Тем не менее, главная задача областных властей, несмотря на обстоятельства, - освоить средства регионального дорожного фонда, составляющие в 2013 году порядка 6 млрд рублей (против 4,8 млрд – в 2012-ом). А губернатора – обеспечить максимальную открытость процесса. Судя по всему, Алексей Гордеев уже сделал для себя определенные выводы из задержания и ареста Трубникова. Недавно он провел совещание с участием силовиков по разбору полетов деятельности двух ведомств, курирующих направления, которые, пожалуй, не намного уступают дорожной области по части коррупциогенности. Речь идет о департаментах здравоохранения (руководитель – Владимир Ведринцев) и имущественных и земельных отношений (Максим Увайдов).

И нас не должна смущать дежурность официальных формулировок – вроде «осуществления комплекса мероприятий, направленных на формирование у населения и медработников установок антикоррупционного поведения». Уверен, губернатор провел жесткий разговор с подчиненными, потому что, обжегшись на молоке, как известно, дуют на воду.

Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter

Подписывайтесь на Vrntimes.ru в Дзен и Telegram

Комментарии

Все комментарии проходят через модерацию. Спасибо за понимание.
Если вы видете это поле, то ваш браузер не настроен корректно или произошла ошибка при загрузке страницы.
Элемент предотвращения нежелательных действий.
Элемент предотвращения нежелательных действий.