В апреле «Благодарность от земли Воронежской», а в мае – уголовное дело
Уголовное дело руководителя управления автодорог Воронежской области Александра Трубникова, обвиняемого в покушении на мошенничество при получении отката от «Воронежавтодора», подтвердило, что как минимум в дорожной отрасли региона коррупция пустила глубокие корни, кто бы ни руководил губернией – Владимир Кулаков или Алексей Гордеев. Но, с другой стороны, поставило вопрос о том, изменятся ли масштабные планы областного правительства по строительству крупных развязок на том же левом берегу Воронежа в связи с этапированием Трубникова в СИЗО.
Сейчас, когда с момента задержания высокопоставленного чиновника прошло время, довольно забавно читать старые отчеты с еженедельных совещаний у губернатора, где Трубников бодро рапортует об успехах дорожной отрасли. Например, о том, что «особое внимание уделяется качеству проводимых работ, установлен жесткий контроль за используемыми материалами и оформлением исполнительной документации». О том, что «все случаи нарушений рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии». Более того, предъявляются реальные претензии подрядным организациям, составляются акты о низком качестве проводимых работ, несоблюдении общих правил производства дорожных работ и применении некачественных дорожно-строительных материалов.
Не менее забавно сопоставлять и факты.
В апреле губернатор, поздравляя Александра Трубникова с 55-летним юбилеем, вручил ему почетный знак «Благодарность от земли Воронежской», а уже в мае оперативники изъяли на даче его родственников в замечательном селе Хлевное Липецкой области 140 млн рублей. Деньги хранились небрежно - в мешках из-под картошки и мусора и коробках. Учитывая, что, по утверждению адвоката Бориса Ермолова, они покрылись от времени плесенью, можно только представить, насколько Трубников был уверен в своей непотопляемости.
Направление, которое он курировал, традиционно считается наиболее коррумпированным. Как утверждал, будучи министром финансов России, Алексей Кудрин, «вся дорожная отрасль погрязла в коррупции». А председатель Счетной палаты Сергей Степашин, в свою очередь, подчеркивал, что финансирование отечественной дорожной инфраструктуры непрозрачно, то есть коррупциогенно (по разным оценкам, на всевозможные откаты, распилы и воровство уходит от 50 до 90 процентов профильного бюджета). Стоимость строительства дорог в России в 2,6 раза выше, чем в Европе, в три раза выше, чем в США, и в семь раз выше, чем в Китае. Основные причины, как заявлял Степашин, - «слабый контроль за строительством, слабый менеджмент, а также откаты».
Закрытость создаёт условия для коррупции
Дорожная отрасль не только коррумпирована, но и закрыта – по принципу «Деньги любят тишину» (так и хочется добавить «хлевненских дач»). Вот даже отталкиваясь от отчета Александра Трубникова на еженедельной планерке у губернатора про «жесткий контроль за используемыми материалами», другого вывода сделать практически невозможно. Чиновник не назвал ни одной конкретной строительной фирмы, ни одного поставщика ресурсов. Иными словами, вел разговор в пользу бедных. К тому же при молчаливом одобрении карманной общественной организации «Убитые дороги Воронежа».
И даже в 2011 году, когда с подачи губернатора журналисты контролировали ход выполнения масштабных дорожно-строительных работ, приуроченных к 425-летию Воронежа, мы не знали фамилии учредителей компаний, выступающих подрядчиками на ключевых объектах. Точнее, тех, кто являются их конечными бенефициарами. А между тем Федеральная налоговая служба уже тогда оперировала фактами, что почти 1 млрд рублей бюджетных денег освоили фирмы, не владевшие основными средствами, необходимой штатной численностью сотрудников и почти не платившие налогов. Закрытость, на мой взгляд, во многом и создает условия для коррупции.
Один из редких случаев в истории Воронежа, когда журналистам удалось добиться уголовного дела по факту сомнительного ремонта дорог, произошел в 2007 году, при бывшем губернаторе Владимире Кулакова. Правда, тогда и ньюсмейкеры были доступнее, и региональная пресса свободнее. Так вот, при верстке госбюджета-2007 депутатам Госдумы от региона, членам «Единой России» Александру Сысоеву и Николаю Ольшанскому удалось добиться выделения Воронежу 688 млн рублей на ремонт дорог. Партия власти естественным образом использовала дорожное строительство в целях самопиара накануне госдумских выборов. В городе появились плакаты с лозунгом «Спасибо, «Единая Россия», за новые дороги» и логотипом ассоциации «Галерея Чижова» авторитетного депутата с аналогичной фамилией. А ответственными за освоение средств оказались вице-губернатор Александр Цапин и предшественник Трубникова Егор Сисев.
В результате выяснилось, что подрядчики были выбраны фактически без конкурса (официально работы проводились задним числом едва ли не в новогоднюю ночь), сметы завышены (скажем, улица Кольцовская по бумагам вышла вдвое шире оригинала), дорожные работы проведены некачественно, а заказчиком выступило МУП «Горкомхоз», находящееся в стадии банкротства. Правоохранительные органы возбудили уголовное дело по фактам присвоения и растраты, которое потом благополучно замяли.
С тех пор в воронежской дорожной отрасли стояли тишь да благодать. Но задержание Трубникова со всей убедительностью продемонстрировало, что в сфере дорог сохранилась коррупция, и там нужно наводить порядок. Особенно в преддверии широко разрекламированных планов областных властей по строительству новых крупных развязок в Воронеже. В последнее время чиновники о них молчат, не сорвалась бы программа.
Губернатор с силовиками провёл разбор полётов в двух областных департаментах
На фоне ареста Александра Трубникова недоумение вызывает тот факт, что доходы его заместителя Вадима Прохорова, тянущего сейчас лямку и.о., в шесть раз больше, чем у губернатора Гордеева. Надо полагать, он тоже уделяет внимание «качеству проводимых работ, установлен жесткий контроль за используемыми материалами и оформлением исполнительной документации», а все случаи нарушений, кто бы сомневался, «рассматриваются на заседаниях межведомственной комиссии».
Тем не менее, главная задача областных властей, несмотря на обстоятельства, - освоить средства регионального дорожного фонда, составляющие в 2013 году порядка 6 млрд рублей (против 4,8 млрд – в 2012-ом). А губернатора – обеспечить максимальную открытость процесса. Судя по всему, Алексей Гордеев уже сделал для себя определенные выводы из задержания и ареста Трубникова. Недавно он провел совещание с участием силовиков по разбору полетов деятельности двух ведомств, курирующих направления, которые, пожалуй, не намного уступают дорожной области по части коррупциогенности. Речь идет о департаментах здравоохранения (руководитель – Владимир Ведринцев) и имущественных и земельных отношений (Максим Увайдов).
И нас не должна смущать дежурность официальных формулировок – вроде «осуществления комплекса мероприятий, направленных на формирование у населения и медработников установок антикоррупционного поведения». Уверен, губернатор провел жесткий разговор с подчиненными, потому что, обжегшись на молоке, как известно, дуют на воду.
Не пропустите самые горячие новости Воронежа и области, подписывайтесь на наши обновления в Facebook Вконтакте Одноклассники Twitter