Тема для обсуждения
Лишь на трех «замороженных» объектах незавершенного долевого строительства в силу разных причин пока не возобновлены работы. Но строительство на них должно возобновиться до июня 2012 года. Таким образом, проблема обманутых дольщиков будет решаться. Об этом на днях в интервью воронежскому ТВ заявил помощник губернатора Виталий Шабалатов.
По его словам, сейчас решением проблемы обманутых дольщиков занимается почти половина регионального правительства. Причем бюджетные деньги на это не тратятся. Хотя для полного решения проблемы обманутых дольщиков необходимо более 7 млрд. рублей. Таких средств нет ни в федеральном, ни в областном, ни в городском бюджетах.
- Сегодня практически половина правительства Воронежской области работает над решением проблемы обманутых дольщиков. И хотя в бюджете нет средств для них, мы стараемся решить их вопросы с инвесторами в отдельном порядке, - заявил Виталий Шабалатов.
Относительно траты бюджетных денег помощник губернатора, конечно, немного лукавит. Если даже напрямую не расходуются бюджетные средства на решение проблемы обманутых дольщиков, то косвенно – выходит огромная сумма.
Во-первых, если, по словам Шабалатова, половина областного правительства занимается обманутыми дольщиками, то за эту работу чиновники получают зарплату и не малую. Не секрет, что именно воронежские чиновники одни из самых высокооплачиваемых среди своих коллег в ЦФО, их средняя зарплата (с учетом многочисленных надбавок – за секретность, за особые условия "кабинетной» работы и т.д.) составляет около 38 тысяч рублей.
Во-вторых, чиновники как-то да «завлекают» строительные компании на незавершенные объекты, чтобы на них тот же «Домостроительный комбинат» или фирма «Выбор» завершили работы по возведению домов для обманутых дольщиков. Сомневаюсь, чтобы собственники строительных компаний себе в убыток и только ради пресловутой «социальной ответственности бизнеса» решили достроить жилье для обманутых дольщиков. Как ни как, а цена вопроса – не 7 миллионов, а 7 млрд. рублей или около 400 тыс. кв. метров жилья, находящегося в разной степени готовности.
И хотя Виталий Шабалатов в своем интервью не разъясняет, как именно чиновники договариваются со строителями по решению проблемы обманутых дольщиков, можно предположить такие варианты. Например, чиновники просят строителей закончить работы по возведению какого-то недостроя, а взамен обещают выделить им (без проведения всяких конкурсов, фактически – бесплатно) земельные участки под коммерческое строительство. В таком случае бюджет не получает миллионы рублей из-за того, земля была передана строителям бесплатно.
Или другой вариант, от горе строителей остался лишь котлован, а в не построенном здесь доме жилье давно купили 10-15 процентов дольщиков. Тогда чиновники могут предложить строительным компаниям бесплатно приобрести земельный участок и продолжить работы на месте бывшего котлована (фактически с нулевого цикла). Взамен этого строители получают возможность реализации 85-90 процентов возводимого жилья. Что, в общем-то, не так плохо.
С учетом того, что к таким объектам сетевые компании (газовые, электрические, Водоканал) могут осуществлять подключение к коммуникациям бесплатно, это тоже снижает расходы. А ведь известно, что порой до 30% в себестоимости жилья как раз составляют затраты на технологическое присоединение. Разумеется, и сетевые компании не останутся внакладе: на других объектах, в том числе возводимых за счет бюджета, они наверстают упущенную прибыль. Таким образом, бюджетные средства все равно, если не напрямую, так косвенно будут затрачены на решение проблемы обманутых дольщиков.
Кстати, среди них не малую часть занимают инвесторы, то есть те люди, которые в середине нулевых годов приобретали виртуальные квадратные метры для дальнейшей перепродажи. Говорилось, что около 30% покупателей долевого жилья как раз составляют как отдельные коммерсанты, так и фирмы по реализации недвижимости. Кстати, именно во многом по этой причине рынок жилья был разогрет, квартиры быстро раскупались еще на уровне котлована, а цены на квадратный метр жилья росли необоснованно быстро. И это бизнес, отчасти – «пирамидный», рано или поздно, но прогорел. Так почему за это должен расплачиваться бюджет?
В минувшем октябре на совещании в правительстве области Алексей Гордеев заявил, что «проблемы обманутых дольщиков должны быть решены к середине следующего года», то есть к 2012 году. В тоже время, помощник губернатора Виталий Шабалатов говорит о том, что еще не возобновлены строительные работы на трех проблемных объектах. Сомневаюсь, что они будут сданы в эксплуатацию ко времени, которое указал губернатор, то есть к середине 2012 года.
Интересно, что на том же совещании глава региона заявил:
- Особенно важно то, что крупные строительные компании региона согласились участвовать в решении этой проблемы и выработали свой план. Мы выделяем определенные ресурсы - компенсируем земельными участками, чтобы это было максимально выгодно и тем, кто достраивает проблемные дома, и тем, кто такое жилье в определенной мере уже оплатил. Все эти проблемы должны быть решены к середине следующего года, - сказал Алексей Гордеев.
Тем самым, он признал факт того, что бюджет все-таки несет потери при решении проблемы обманутых дольщиков, чтобы об этом не говорили его помощники. Другой вопрос, насколько законно чиновники по барски «дарят» строителям земельные участки для решения проблемы обманутых дольщиков? И будет ли проблема обманутых дольщиков в принципе решена? Пока мы видим по большому счету только декларации о намерениях.
Комментарии