— Как простой воронежский парень стал всемирно известным художником?
— Я бы не стал говорить о себе, как о «всемирно известном художнике». Началось же все случайно — с выставки, которую мы, молодые
Мы договорились встретиться в зале на Пушкинской. Я позвал своих друзей. Они, кстати, все были старше меня:
Перед выставкой мы с ребятами думали, как нам назваться. У меня возникла идея — творческая группа «Одни». То есть, одни в своем роде, уникальные. В
В выставке участвовали всего семь человек, в основном, из Пединститута. Выставляли мы, конечно же, свои студенческие работы. Это было очень, как я сейчас понимаю, наивно. Однако, при этом, у нас все получилось эстетично. Мы сделали красивые рамки — не богатые, из лепнины, а именно красивые. Эта подача была нова для Воронежа, а на фоне постоянных выставок Союза художников, это смотрелось даже
Начав с этой выставки, мы продолжали
— Как относятся к живописи в России и в Европе?
— Европейцы понимают живопись совсем не так, как в России. В нашей стране люди
— Как появилась идея этой выставки?
— Все началось с моего знакомства с Луиз Морин — французской художницей. Она приехала в Воронеж из Ренна по обмену. Нам с ней пришла в голову мысль — сделать проект, в котором могли бы участвовать студенты из разных стран. Мы были сильно ограничены в бюджете, поэтому рассуждали так: выставка должна быть малобюджетной, но при этом достаточно интересной. Так и родилась идея маленькой выставки, которую можно было бы перевозить в чемодане из одной страны в другую. Наша идея, по сути, была продиктована жизненной необходимостью.
Изначально мы не планировали собирать именно маленькие вещи. У меня была другая идея — я хотел сделать выставку набросков. Мне хотелось показать маленькие блокнотики, которые многие художники носят с собой. Иногда большое произведение начинается именно с небольшой зарисовки, которая может быть сделана даже в автобусе. Зритель ведь не видит процесс работы, он видит конечный результат. А меня всегда интересовало — а что «за кадром»? Посмотреть эскизы художника, это все равно, что оказаться на съемках фильма.
Я сказал о своем желании Луиз, но она, то ли не поняла
Выставку мы показали в двух российских городах — в Воронеже и в Москве на международном биеннале молодого искусства, а также во Франции (город Ренн) и в двух китайских городах (в Шанхае и Пекине). Изначально в ней участвовали 15–17 человек, но потом число художников выросло до 42. Только в Воронеже было выставлено более сотни экспонатов, а потом их стало намного больше.
При этом все они по прежнему умещались в одном чемодане. Правда, чемоданы от выставки к выставке менялись — приходилось покупать более большой.
Как оказалось, «маленькая» выставка на самом деле на такая уж и маленькая — организовать ее довольно непросто. Например, в Китае у нас возникли сложности на таможне. Экспонаты должны были прийти почтой из Москвы, поскольку мы уехали в Китай еще до закрытия московской биеннале, где был представлен проект. Организаторы из биеннале стали честно оформлять документы на вывоз каждого объекта в чемодане, но когда в Шанхайской галерее, пригласившей нас, узнали об этом, был целый скандал: хозяин галереи объяснил, что работы могут надолго застрять на китайской таможне. В итоге все привез мой друг. Можно сказать, контрабандой. Но до этого чемодан уже успел побывать в Швейцарии вместе с экспонатами других выставок, потому что оттуда рассылали
— Я знаю, что после этой выставки ты вернулся в Китай и остался там жить. Как это произошло?
— В Воронеж из Китая приехали два профессора. Они пришли ко мне в мастерскую и один из них, взглянув на мои картины, предложил мне сделать персональную выставку моих акварелей в Чунцине. Это огромный город в Китае, мегаполис. Профессор сказал, что мои акварели там хорошо пойдут. Я согласился. В то время я еще работал в Пединституте.
Затем меня селят в домик в горах, помогают купить материалы, знакомят с директором Союза художников, который должен был помочь организовать мою выставку. Он посмотрел мои акварели и сказал, что здесь, в провинции, их не поймут. Местные жители предпочитают классику. В этом, кстати, они похожи на воронежцев, которые тоже любят пейзажи и натюрморты прошлых веков. Директор говорит — сделай нам такие работы, а мы поможем тебе их продать. Выбора у меня не было — надо было на
— На что ты все это время жил?
— Я расплачивался картинами. Это было безумное время, мне приходилось очень много работать: большую часть работ я писал, чтобы показать на выставке, но еще
— Расскажи про выставку: где прошла, как ее приняли.
— Зал мне предоставили всего на три дня — по нашим меркам, это очень мало. Мало того, открытие назначили на девять утра. Это была катастрофа. Я был расстроен, но решил довериться китайцам, тем более, что выбора у меня не было.
На открытие выставки пришло не очень много людей. Однако после обеда появился человек, который купил сразу половину моих работ. Причем, он выложил за них кругленькую сумму. Остальные работы раскупили в течение двух дней. Это был необъяснимый ажиотаж. Доходило до абсурда: рабочие, которые мастерили для меня рамки, просили продать им незаконченные работы! И я уже не переживал, что зал мне дали всего на три дня — как оказалось, этого времени хватило, чтобы купили все мои картины! Я понял, что, если приеду в Китай еще раз, то смогу там купить квартиру.
Когда я приехал в этот город во второй раз, то решил продавать свои картины вдвое дороже. Однако продавались они уже сложнее — я перестал быть для местных в диковинку. И все же за два месяца я снова продал 100 работ. У меня обзавелся огромной суммой денег, с которой не знал что делать.
Я решил остаться в Китае. Поселился в Шанхае: снял там отличную квартиру с огромными окнами, с террасами на крыше и потрясающим видом и стал просто жить. Я нигде не работал, все дни проводил, общаясь с художниками и живя, что называется на широкую ногу: ночи на пролет проводил в ночных клубах — деньги таяли на глазах.
Через
— Расскажи об этом подробнее.
— Я в шутку, в перечне предметов, которые мне были нужны, вписал барабан «для моего друга Шурика», который тогда со мной жил. Шурик — мой
Какого же было наше с ним удивление, когда однажды мне позвонили и спросили: барабан нужен? Приехал мужчина, украинец, выгрузил из машины барабанную остановку и уехал, даже не попросив портрета взамен. У него, как выяснилось, барабаны были хобби, но когда родился ребенок, играть на них он уже не мог. Также позже я узнал, что эти барабаны ему очень дороги. У меня проходили постоянные вечеринки, и он стал приходить, чтобы поиграть на них. Кстати, потом я все же сделал для него портрет — нарисовал всю его семью.
С тех пор мы стали проводить не просто вечеринки — мы давали концерты. Шурик уехал, а вместо него поселился бедный, безработный музыкант из Латвии. Мне нравились его песни и мы стали играть вместе. Однажды он собрался лететь в Африку, но у него был только билет на самолет, денег не было даже на то, чтобы добраться до аэропорта. Тогда, чтобы помочь ему собрать денег на поездку, мы решили сделать вход на концерт платным. К тому времени уже появились поклонники этих вечеров, этой атмосферы в нашей квартире. Мы ведь не просто собирались, чтобы выпить и пошуметь. Мы проводили необычные тематические вечера, у нас всегда было, чем развлечь гостей. Например, на самую первую вечеринку я позвал фотографа и мы сделали целую фотосессию. А через неделю я пригласил аниматоров из Швейцарии и Финляндии. Они показывали свои мультфильмы.
С тех пор так и пошло. Люди приходят, платят за вход, и сами приносят напитки, закуску. Довольны все. Русским не хватает общения за границей. Наши вечеринки — хороший повод встретиться художникам, режиссерам — к нам приходят самые разные люди.
На днях я дал объявление в интернете, где пригласил интересных людей пожить у меня бесплатно и поучаствовать в вечеринке. Желающие уже нашлись.
— Надеюсь, что эти вечеринки пройдут с не меньшим успехом, чем предыдущие, и что удача будет тебя «преследовать» и дальше по жизни.
— Спасибо.
Комментарии