Популярный телеведущий и декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков, а в прошлом – главный редактор и основатель «Независимой газеты», задался на «Фейсбуке» провокационным вопросом: «Назовите, пожалуйста, тех, кого вы считаете друзьями народа России. Персонально. По фамилиям».Вопрос, разумеется, взбудоражил публику, все времяпрепровождение которой сводится главным образом к стебу. Например, в день визита в Воронеж Дмитрия Медведева кто-то из интернет-пользователей выложил в сеть демотиватор с изображением облысевшего при помощи «Фотошопа» премьера с подписью: «Вчера был в Нововоронеже. Уровень радиации в пределах нормы». «Гы-гы» не прекращалось до позднего вечера. Сам премьер, как известно, снимает практически все, что видит, и выкладывает в «Твиттер».
Ответы на вопрос Третьякова, само собой, тоже сопровождались шутками. Один сетевик вспомнил высказывание императора Александра III«У России нет друзей, а есть только два верных союзника - армия и флот». Другой отреагировал в том духе, что бывший министр обороны Анатолий Сердюков развалил и флот, и армию, поэтому в союзниках остались лишь нефть с газом, да и те народу не служат.
Не менее веселый ответ был дан на реплику «Да кто, кроме Господа, думает о России и тем более о народе?» - «Не раскачивайте на ночь наш общий гамак…».
Несмотря на разношерстность аудитории, cдесяток разумных, на мой взгляд, вариантов прозвучало: патриарх Кирилл, архимандрит Тихон Шевкунов (кто не знает, - духовник Путина), генерал Владимир Шаманов, писатели Валентин Распутин, Юрий Поляков и Александр Проханов, политолог Сергей Кургинян и философ-евразиец Александр Дугин. Сталин, что небесспорно, оказался рядом с Путиным. А среди зарубежных друзей народа России появились Фидель Кастро, Уго Чавес, Башар Асад, Махмуд Ахмадинежад и Александр Лукашенко. Узок, черт побери, их круг.
И никто – никто! – сколько я не мониторил список Третьякова, не назвал ни Алексея Навального, ни Бориса Немцова, ни Гарри Каспарова, ни Сергея Удальцова, ни Владимира Рыжкова, ни, прости господи, Ксению Собчак с уволенным из «Коммерсанта» Олегом Кашиным, то есть представителей нашей так называемой оппозиции, сдавшей, кажется, уже все завоевания Болотной площади. Хотя аудитория, повторюсь, была разношерстной, и многие ратовали едва ли не за причисление к лику святых участниц панк-группы PussyRiot. Ага, разбежались…
Я, впрочем, допускаю, что у Третьякова специфические, в большей степени национально ориентированные читатели (включая и меня). Но, по моим ощущениям, ночной флешмоб подтвердил: большинству наших сограждан плевать на выступления преимущественно столичной и преимущественно либеральной оппозиции.
Да, есть недовольство. Да, Россия, как и год назад, когда Дмитрий Анатольевич решил вернуть бразды правления Владимиру Владимировичу, взбудоражена. Но понимаете, чем недоволен многонациональный, как гласит Конституция, народ России, прежде всего русское, государствообразующее большинство? Тем, из-за чего бунтовали зэки в Копейске. Тем, что воронежцы в день визита премьера, как написала газета «Моё», полдня пытались вызвать полицейских, чтобы те вскрыли квартиру, где умирала 90-летняя старушка. Тем, что в Екатеринбурге - кажется, по надуманному предлогу - возбудили четыре уголовных дела против редактора интернет-портала Ура.ру Аксаны Пановой. (Между прочим, Панова перенесла две операции на сердце, находится в интересном положении, и ее беременность протекает, увы, непросто.) Тем, наконец, что, по-моему, большинство из нас вслед за Сергеем Есениным готово повторить: «В своей стране я словно иностранец».
Между тем ТВ потчует народ уже не бразильскими, а самыми что ни на есть отечественными мыльными операми. Коррупция в Минобороне, коррупция в Роскосмосе, коррупция в Минрегионе… И вот на голубые экраны – под свист и улюлюканье друзей «Фейсбука» - вышел новый кремлевский блокбастер, который посвящен бывшей главе Минсельхоза Елене Скрынник, преемнице воронежского губернатора Алексея Гордеева: на втором канале показали фильм о махинациях в «Росагролизинге».
Мы дезориентированы. Сейчас очень сложно отделить друзей от врагов, реальность от виртуальности. Очевидно, началась какая-то мощная схватка бульдогов на федеральном уровне. Путин то ли пытается скинуть балласт, но опасается трогать офшорную аристократию, то ли – банально удержаться у власти. Да и в регионе не прекращается крестовый поход против чиновников и депутатов Воронежа.
Любимое Отечество напоминает мне сейчас бульон, которому не дают вскипеть, держа его на медленном огне. Но, когда он булькнет, мало никому не покажется.
В «Апокалипсисе нашего времени» философ Василий Розанов констатировал, что в 1917 году «Русь слиняла в два дня. Самое большее – в три». А поэт Георгий Иванов пророчествовал: «И ничему не возродиться ни под серпом, ни под орлом!». Не хотелось бы, чтобы повторились 1917-й и 1991 годы или чтобы сбылись предсказания Иванова. Но какие есть варианты, «если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а так?». Особенно, когда речь идет о первых лицах российского государства.
Комментарии